МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Видео Радио

Неблагодарная Европа: как «кровавый» Сталин спас демократию

25 апреля 1945 года вблизи города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта маршала Ивана Конева встретились с войсками 1-й армии генерала Кортни Ходжеса. До окончательной победы над фашистской Германией оставались считанные дни, и уже ничто не могло помешать Красной армии помешать выполнить свою историческую миссию по освобождению Европы.
2016-04-25 09:14:00

25 апреля 1945 года вблизи города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта маршала Ивана Конева встретились с войсками 1-й армии генерала Кортни Ходжеса. До окончательной победы над фашистской Германией оставались считаные дни, и уже ничто не могло помешать Красной Армии выполнить свою историческую миссию по освобождению Европы.

 

Исход этой операции был предопределен еще на Ялтинской конференции в начале февраля 1945. И территории стран, которые освобождали союзнические войска (СССР, США, Великобритания), были уже практически четко разграничены. Даже взятие Берлина было предрешено – американский генерал Дуайт Эйзенхауэр не рискнул здесь соперничать с советскими войсками и, созвонившись с маршалом Георгием Жуковым, попридержал свои наступающие части.

 


 

После победы СССР над фашистской Германией, в которой, отдадим должное, приняли активное участие и союзнические войска США и Великобритании, карта Европы несколько изменилась, по сравнению с границами 1941 года. Особенно это коснулось стран Восточной Европы, которые скорее приобрели, чем потеряли, а многие из них существенно расширили свои территории. Этот, так называемый «подарок Сталина», сегодня воспринимается как должное, при этом не мешает высказывать претензии к нынешней России, которую стало модным называть страной-агрессором во время Второй мировой войны. И – главный упрек – насильственный экспорт коммунизма в Европу.


 
«Присутствие советских войск не повлияло на появление коммунистических правительств, которые пришли к власти в Восточной Германии (ГДР), Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Югославии, – считает историк Александр Зимовский. – Подразделения нашей армии стояли в Австрии до 1955 года, но никакого коммунизма в этой стране построено не было. Советской базе в финском Порккалла Удд было предопределено находиться там 50 лет, но в 1955-м наши войска ее покинули, не постаравшись обратить в свою идеологию.


 

Венгрия изначально рассматривалась подконтрольной лишь как коридор для обеспечения советской группировки в Австрии. Все европейские страны, которые ориентировались на поддержку Советского Союза и предпочли союзничество, в своей идеологической принадлежности не использовали советскую идеологию, предпочитая им названия "народная", "демократическая", "социалистическая".

 

 

"Экспорт коммунизма" не стал навязываться в Италию и Францию, где большинство членов правительства в 1945 году состояло именно из коммунистов и нас там ждали Пальмиро Тольятти и Морис Торез, готовые на создание стран с советской идеологией. Ну и заметим, что именно Россия отказалась от присутствия своих войск в Европе, которые вывела оттуда после 1991 года. А американский оккупационный корпус до сих пор находится на территории Германии. Так что утверждения об "экспансии коммунизма" на Запад – лишь грамотно используемый пропагандистский посыл».


 
Какой могла бы быть сегодня карта современной Европы, остановись в наступлении советские войска на границах СССР образца 1941 года, можно только догадываться. Понятно, что так ожидаемый в тяжелейшие времена 42-го «второй фронт» с участием США, вряд ли бы открылся. Европа бы осталась под властью Гитлера, который, освободив резервы Восточного фронта, перешагнул бы Ла-Манш и устроил военный парад на улицах Лондона.

 

 

Корпус Роммеля перешел бы в наступление в Африке. Через Турцию немцы прорвались бы к иранской нефти. Ну а дальше – поход на заокеанский Вашингтон и все североамериканские штаты Америки. Мир мог бы разделиться на две части – одна принадлежащая Германии, вторая – Советскому Союзу, который легко взял бы под контроль весь Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, а заодно Китай, Индию, Пакистан. Ну и, как вариант, вернул бы Аляску и Канаду заодно.


 
Понятно, что это всего лишь предположение, которому не суждено было сбыться хотя бы потому, что Советский Союз видел своей целью именно уничтожение фашизма в Европе, а не мечтал о глобальном господстве в мире. Ни до, ни после Великой Победы.


 
К чему же стремился Советский Союз на заключительном этапе Великой Отечественной (для нас) и Второй мировой войны (в масштабе союзнических договоренностей)?

 


 
«Чтобы понять общую схему желательных условий будущего мира, необходимо было, прежде всего, ясно сформулировать конкретную цель, к которой стремишься, ибо цель определяет собой средства, – говорит военный историк Александр Зимовский. – Нашей конкретной целью при построении будущего мира и послевоенного порядка должно было стать создание такого положения, при котором в течение длительного срока были бы гарантированы безопасность СССР и сохранение мира, по крайней мере в Европе и в Азии. Таким был основной посыл высшего военного и политического руководства страны. И они имели на это право – в силу достигнутых побед и мощи советского оружия.


 
СССР к 1945 году успел стать столь могущественным, что ему уже больше не могла бы быть страшна никакая агрессия в Европе или в Азии. Континентальная Европа успела стать социалистической, исключая возможность возникновения войн в данной части света. Послевоенный расчет сводился к тому, что СССР понадобится около десяти лет для восстановления после войны, соответственно должно было потребоваться еще минимум тридцать лет, чтобы обеспечить не только свою полную безопасность, но и влиять на безопасность во всем мире. Этот своеобразный «люфт мира» и должен был обеспечить лагерь союзников в Европе. Наши вчерашние союзники считали совершенно по-другому – сильный Советский Союз им был не нужен. Но «козырная карта» была на тот момент на руках Москвы».


 

 


Бесспорно, исход Великой Отечественной войны решался в битве под Москвой, под Курском и в Сталинграде, на каждом участке фронта, где советские войска громили фашистов. Но вершили его и советские дипломаты, которые определили цели, необходимые для того, чтобы СССР вышел из войны с наиболее выгодными стратегическими границами. В основу этих границ были положены границы СССР в 1941 году. Что не исключало возможности частичной модификации данных границ (например, с Польшей, с Румынией, с Финляндией и т.п.) в зависимости от нашей выгоды или необходимости считаться с политикой США и Англии.


 
К этим границам были сделаны следующие поправки: район Петсамо должен был включен в состав СССР; Южный Сахалин, которым владела Япония, должен был возвращен СССР. Цепь Курильских островов, которая отгораживает СССР от Тихого океана, должна перейти к нам. При всяких условиях должна быть обеспечена общая граница СССР с Чехословакией. Между СССР с Финляндией и Румынией должны быть заключены на длительный срок пакты взаимопомощи с предоставлением СССР на территории названных стран необходимого количества баз – военных, воздушных и морских. Кроме того, СССР должен быть связан с Финляндией и Румынией системой железных и шоссейных дорог, важных стратегически и экономически. СССР должно быть гарантировано свободное и удобное использование транзитных путей через Иран к Персидскому заливу. И это – лишь толика тех условий, которые потребовала страна-победительница. Могла бы претендовать и на большее, в том числе и в Европе. Но… Говоря современными терминами – сохранила будущий Евросоюз.

 

 


Планы союзников весной 1945 года, когда советские и американские войска братались на берегах Эльбы, обменивались сувенирами и совместными дружескими попойками (не без этого), были не столь миролюбивы. В недрах Объединенного штаба, санкционированная премьер-министром Уинстоном Черчиллем, разрабатывалась операция «Немыслимое» – кодовое название двух планов (оборонительного и наступательного) на случай военного конфликта между Великобританией и США с одной стороны и СССР с другой. «Союзники» готовились к «вытеснению» советских войск из Польши и организации обороны Британских островов, в случае вторжения советских войск в Европу. План не сработал – СССР не хотел дальнейшего развития войны в Старом Свете и довольствовался достигнутым.


 
А что сегодня досталось нынешним государствам из того наследия передела Европы, произошедшего весной 1945 года? Польша: Вроцлав (бывший Бреслау), бывшие немецкие Силезия и Померания, 80 процентов Восточной Пруссии. Прибалтика: Вильнюс, Клайпеда (прусский Мемель). Украина: Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Тернопольская и Черновицкая области, принадлежавшие прежде Польше, Румынии, Венгрии и Словакии. Болгария: Южная Добруджа (бывшая Румыния). Румыния: провинция Трансильвания (бывшая Венгрия). Чехия: Судетская область с городами Карловы Вары и Либерец (бывшая Германия) и Тешинская область (бывшая Польша).


И отдавать назад эти территории, доставшиеся после передела «ненавистным сталинским режимом» никто из восточноевропейских стран не спешит. Даже вспоминать не хочет о былых спорах.


 
Как не хочет вспоминать подвиг советских солдат, которые ценой собственной жизни освобождали Европу от нацизма. Но помнит Россия. Не «утраченные возможности», а именно тех, кто защищал свою страну не только на родной земле, но и за ее пределами. Кто создавал тот рубеж безопасности, который и сегодня позволяет оставаться нам сильным и независимым государством. А карта Европы… Так у нас своя – карта России, занимающая одну шестую часть земной суши. Вот она точно неделима!


Автор: Виктор Сокирко

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню 
20240418.1002