МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Невидимая смерть: зачем населению Европы врали про «безвредность» Чернобыля

Тридцать назад случилась ядерная катастрофа: в результате взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 был разрушен четвертый энергоблок, а в окружающую среду попал большой объем радиоактивных веществ. Из 30-километровой зоны были эвакуированы более 115 тысяч человек.
2016-04-24 18:25:00

Тридцать лет назад случилась крупнейшая в истории человечества ядерная катастрофа: в результате взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 был разрушен четвертый энергоблок, а в окружающую среду попал большой объем радиоактивных веществ. Из 30-километровой зоны были эвакуированы более 115 тысяч человек.

 

Но пострадала от радиоактивного заражения далеко не только территория Советского Союза. Досталось и Европе, в частности Франции, Германии, Швейцарии. Но если в одних странах власти предприняли все, чтобы защитить свое население, то официальный Париж, как утверждает ряд экспертов, долгое время скрывал информацию.

 

Жак Лошар, сопредседатель Международной комиссии по радиологической защите, рассказал в интервью сайту телеканала «Звезда», что французские власти долгое время откровенно врали, что никакой опасности нет.

 

«Наши власти не стали предпринимать таких мер, как в  Швейцарии или Германии. Оценивая обстановку, они заявили, что ситуация не критична, что нет необходимости в специальных мерах защиты. Но впоследствии это ставили им в упрек, поскольку в соседних странах население призывали быть более осторожным, не позволять детям выходить на улицу.

 

Нам во Франции ничего такого не говорили и объясняли, что никакой особенной проблемы нет. Уровень радиации в Германии и Швейцарии был примерно одинаковым, общим по Европе. На глобальном уровне он не мог вызывать серьезных проблем в области здравоохранения. Но журналисты видели, что в других странах реагировали иначе…» отметил он.

 

 

По словам эксперта, во Франции поднялась волна возмущения после Чернобыля, власти сильно упрекали за то, что они не стали предпринимать специальных мер по защите населения.

 

«Споры продлились много лет: обсуждались поведение властей и вопрос прозрачности их действий. Их упрекали в сокрытии информации… Но в итоге упреки стали политической игрой, далекой от здравоохранения», добавил Лошар.

 

Он признал, что если до Чернобыля вопрос атомной энергии касался только властей и экспертов, то после затронул все общество.

 

«Общество стало пристально наблюдать за ядерными установками, за уровнем радиации в атмосфере. Чернобыль сыграл важную роль во Франции. Катастрофа изменила обращение с информацией касательно ядерной проблемы», констатировал глава комиссии.

 

 

Лошар выразил уверенность в том, что сознание человека в плане отношения к данному вопросу изменилось если не полностью, то практически полностью.

 

«Раньше население не было вовлечено в эти вопросы. Власти были уверены, что  люди не поймут, что это слишком сложно объяснить, а ядерные установки достаточно надежные, чтобы открыто не поднимать вопрос о безопасности. Если до Чернобыля была уверенность, что подобной катастрофы никогда не произойдет, после стало очевидно, что это не так. Изменилось  сознание, видение этих вопросов», заключил он.

 

Эксперт также вспомнил, как в 1990 году он побывал в чернобыльской зоне отчуждения. Тогда, по его словам, ему открылась правда, потому что до этого момента, как он понял, Лошар понятия не имел о реальных последствиях катастрофы.

 

 

«Что на самом деле меня поразило? Я встретил людей, которые жили в абсолютном смятении, без малейшего представления о своем будущем. Люди не доверяли власти, чувствовали себя брошенными, обезоруженными, беззащитными перед лицом произошедшего. Для местного населения Чернобыль можно сравнить с войной.

 

Многие уезжали… а тем, кто оставался, нужно было бороться с невидимым врагом, и они не знали как. Я никогда не представлял себе, что факт присутствия радиации может так психологически угнетать людей, разрушать их отношения  друг с другом», подытожил аналитик.

 

C Лошаром согласен заведующий лабораторией Комиссии независимых исследований и информации о радиоизлучении Брюно Шарейрон, у которого есть своя лаборатория измерений и чьи сотрудники делали замеры.

 

«Мы сделали замеры по всей Франции и поняли, что чернобыльская авария сильно затронула нашу страну, особенно на востоке. Мы доказали, что из-за радиоактивного йода некоторые группы населения, особенно дети и подростки, получили дозу радиоактивного воздействия на щитовидную железу, намного превышающую санитарные нормы тех времен. Поэтому государство решило не информировать население о присутствии радиации. Франция была тем редким государством Европы, которое не стало предпринимать никаких мер по защите населения. Например, нам не выдавали йод, не советовали ограничить потребление молодого сыра, который был заражен радиоактивным йодом», объяснил он действия официального Парижа.

 

 

Между тем, уверяет Шарейрон, Франция получила весь коктейль изотопов, которые оказались в атмосфере после аварии: цезия-137 и 134, йода-131.

 

«Присутствие цезия-137 в почве можно наблюдать и сегодня, поскольку период его полураспада 30 лет, то есть по истечении 30 лет его радиоактивные свойства снижаются вдвое. В горах Франции есть места, где концентрация цезия-137 от чернобыльской катастрофы настолько велика, что можно говорить даже о присутствии радиоактивных отходов. Эту почву нельзя просто переместить куда-то: настолько она загрязнена этим изотопом», привел он имеющиеся у лаборатории данные.

 

По информации Шарейрона, загрязнение, которое до сих пор присутствует в почве, вовсе не безобидно, а повышает риск  раковых  заболеваний и генетических отклонений на длительный промежуток времени.

 

«Поэтому наша организация потребовала, чтобы зоны, где сохраняется высокая концентрация цезия-137, были специально отмечены или чтобы зараженные почвы были вывезены оттуда», добавил эксперт.

 

Как полагает Шарейрон, проблема в том, что во Франции вопрос оценки последствий чернобыльской катастрофы продолжает оставаться предметом обсуждения.

 

 

«Одни говорят, что авария действительно привела к увеличению среди населения патологий щитовидной железы и других видов отклонений. Другие не видят никакой связи с Чернобылем. Вопрос остается по-прежнему открытым, по-прежнему много исследований», указал аналитик.

 

Шарейрон особенно возмутился тем, что в других странах после аварии хотя бы выдавали таблетки йода, которые помогают защитить щитовидку от радиоактивного изотопа йода, советовали не употреблять молодой сыр и свежее молоко, поскольку он концентрируется в этих продуктах.

 

«Это столь простые советы… об этом нужно было сказать французам! Но наше правительство решило врать. Оно решило скрыть от нас факт загрязнения. Почему точно никто не знает», с разочарованием отметил он.

 

Что еще предъявит миру печально известная зона отчуждения? Какие тайны хранит самая страшная техногенная авария в истории человечества? Обо всем этом в новом документальном фильме телеканала «Звезда» «Чернобыль. О чем молчали 30 лет?».

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240424.0946