В кадры телевизионной хроники нынешней операции Воздушно-космических сил России в Сирии, этот самолет попадал уже не раз. Су-34, новейшая российская машина, впервые задействован сегодня в реальных боевых действиях. По сути, в сирийском небе этот истребитель-бомбардировщик поколения 4++ проходит свое боевое крещение. Отсюда и внимание, которое уделяют самолету военные. Причем не только наши: за работой Су-34 в боевых условиях с интересом наблюдают и иностранные военные специалисты, многочисленные эксперты, аналитики рынка вооружений.
О том, на что способен этот самолет в небе, как справляется с поставленными ему задачами, и к каким рекордам готов, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Виртуоз воздушного боя
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик, позиционируемый также как фронтовой бомбардировщик, на самом деле, настоящий воздушный виртуоз. Ему подвластны любые фигуры высшего пилотажа. И при этом самолет способен брать на борт максимальную боевую нагрузку до 8 тонн, имеет 12 точек подвески, может снаряжаться блоками неуправляемых ракет, бомбами и управляемыми ракетами различных типов и классов.
Силmное место Су-34 (одно из многих) - снайперское применение вооружения. Именно с этого самолета наносятся точечные удары по особо важным объектам террористов в Сирии, уничтожаются танки, автомобили с огневыми установками, громятся базы и схроны боевиков. С высоты в пять километров самолет способен «класть» бомбы с точностью до метров. А благодаря применению специальных авиабомб машине под силу наносить удары и с предельно низких высот.
Су-34 показывает снайперскую точность даже при стрельбе неуправляемыми авиационными ракетами. С высоты боевого применения в 600 метров вероятность попадания по одиночной цели составляет... все сто процентов! Именно так в ходе нынешней воздушной операции в Сирии российские летчики уничтожают бункеры террористов, их огневые точки, отдельно стоящую бронированную технику.
Сегодня на авиабазе «Хмеймим» находятся 6 самолетов Су-34. При этом всего таких машин в российской военной авиации принято на вооружение семь с половиной десятков. В сирийской командировке очень пригодились многие чисто прикладные свойства этих самолетов. Например, то, что запуск двигателей не обязательно осуществлять с помощью аэродромного передвижного пускового агрегата (на языке авиационных техников - «батарейки»). «34-й» спокойно «заводится» за счет своих аккумуляторных батарей, а запуск осуществляется прямо из пилотской кабины.
«На самолете может применяться 16 видов управляемого высокоточного оружия и 19 видов неуправляемого, - отмечает главный конструктор ОКБ Сухого Роллан Мартиросов. - Такой номенклатуры, чтобы на самолетах было 35 видов оружия, в мире не было никогда! Неся одинаковый с Су-24 бомбовый запас, эта машина летит вдвое дальше. Применять же свое оружие Су-34 может одновременно по четырем наземным или надводным целям».
В перечне бортового вооружения самолета - три управляемые бомбы КАБ-1500 весом полторы тонны каждая, шесть управляемых ракет класса «воздух-поверхность» либо класса «воздух-воздух», а также авиационная пушка ГШ-30-1. Применение авиабомб на малых и предельно малых высотах осуществляется с помощью тормозных устройств (проще говоря – парашютов), позволяющих машине не попасть в зону поражения осколков своих же боеприпасов.
Вооружен, опасен, стремителен
Современному боевому самолету - современное оружие. Его для Су-34 поставляет в том числе Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». К примеру, выпускаемая на предприятиях этого объединения ракета ближнего боя Р-73 обладает возможностями по дальности пуска от 300 метров (в заднюю полусферу) до 30 километров в переднюю полусферу. Система наведения совмещена с глазом летчика - работает с нашлемной системой целеуказания. Управление обеспечивается за счет поворота головы пилота: в этом случае так же синхронно поворачивается чувствительный элемент головки самонаведения ракеты.
Другая ракета «34-го» - высокоскоростная Х-31ПД, предназначена для поражения радиолокационных станций зенитно-ракетных комплексов противника. Тот же «Патриот» полностью ослепнет, попади наша ракета в его РЛС. При этом, как говорят разработчики, ракета сделана с заделом на будущее, то есть может применяться для борьбы с перспективными системами ПВО. Дальность применения и скорость полета такого боеприпаса могут быть существенно увеличены.
Мощное вооружение сочетается на этой машине с достойной маневренностью. Двигатели серии АЛ-31Ф с монокристаллическими лопатками турбин позволяют Су-34 летать со скоростью, превышающую звуковую более чем в полтора раза. Это сравнимо со скоростью большинства современных истребителей. При этом, загрузившись до 45 тонн (при весе пустой машины в 23 тонны это два ее веса), Су-34 может преодолеть по воздуху расстояние до 4,5 тысяч километров.
С комфортом пассажирского лайнера
С дозаправкой в воздухе возможности машины значительно возрастают. Не случайно полет с запада страны на Дальний Восток - привычное дело для этого самолета. Закачка топлива из воздушного заправщика Ил-78 происходит в считаные минуты и выполняется на скорости около 600 километров в час.
При этом на Су-34 продуманы и вопросы комфортного пребывания экипажа при таком длительном полете. По словам заслуженного врача РФ профессора Михаила Хоменко, показатели уровня памяти и концентрации внимания у любого человека при нахождении в течение долгого времени на одном месте снижаются. Несколько часов даже в самом удобном кресле лишают бодрого и здорового пассажира сил и энергии, что говорить о пилоте!
Избежать проблем на Су-34 позволяет созданное в кабине нормальное давление, а также разного рода удобства - полноформатный туалет с унитазом, спальник, откидывающийся между креслами экипажа, система кондиционирования и отопления, мини-кухня с микроволновой печью и термосами для хранения пайков и воды. Есть и «прогулочное пространство» за креслами, где можно встать в полный рост, размять затекшие ноги. В кресла встроены электромассажеры. Даже заход в кабину сделан более удобным - через нижний люк, что позволило избежать ситуаций, когда стеклянный колпак кабины, откидывающий традиционно вверх, приводил к тому, что все осадки попадали в кабину и на пилота.
К слову, сама кабина сделана в виде сварной бронекапсулы из титана. По словам Роллана Мартиросова, броня может выдержать прямое попадание снаряда из 23-миллиметровой пушки. Защищен и топливный бак: помещенная туда губка из ячеистого полиуретана при попадании пуль и высокоскоростных осколков не позволяет взорваться парам топлива. Кроме того, губка локализует и гидравлический удар. Кроме того, внутри бак покрыт слоем специальной резины. Когда осколок или пуля пробивают его, резина сама затягивает отверстие и перекрывает течь.
К средствам защиты можно отнести и систему выброса противопомеховых патронов, которая действует в автоматическом режиме. Значительно повышает живучесть самолета и бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины». Он выполняет радиопеленгацию сигнала источника облучения и искажает параметры отраженного сигнала. В результате это маскирует самолет в радиолокационном поле, затрудняет измерение параметров полета для нанесения удара противником. По словам конструкторов, с точки зрения радиоэлектронного противодействия Су-34 может считаться на сегодняшний день наиболее подготовленным боевым самолетом.
Автор: Дмитрий Сергеев
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»