Тактика дальнего боя
Новейшему российскому истребителю-бомбардировщику Су-34 не впервой быть испытанным реальными боевыми действиями. В августе 2008 года пара этих самолетов впервые появилась над районами боестолкновений во время операции по принуждению Грузии к миру, произведя там настоящий фурор. Тогда российские Су-34 были задействованы в подавлении средств радиоэлектронной борьбы грузинских сил ПВО.
Эта задача была успешно решена за счет применения бортового комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины», который обеспечил радиопеленгацию зондирующих сигналов радиолокаторов, искажая параметры отраженного сигнала. Кроме того, бортовым вооружением Су-34 по позициям зенитно-ракетных комплексов грузинских формирований были нанесены несколько бомбо-штурмовых ударов, что позволило полностью нейтрализовать средства ПВО в районе Гори.
Сегодня в составе авиационной группы ВКС России в Сирии, находящейся на авиабазе «Хмеймим» в Латакии, также имеется несколько (по некоторым данным шесть) этих новейших российских истребителей-бомбардировщиков. Новейших, потому что государственные совместные испытания этих самолетов завершились только в конце 2010 года, а окончательное решение об их принятии на вооружение ВВС России состоялось в марте 2014 года.
Из-за характерной внешности, а именно приплюснутой носовой части, в войсках самолет прозвали «Утенком». О том, как показывает себя в сирийском небе эта «птичка», лучше всего свидетельствуют результаты ее боевой работы. В частности, как сообщило на днях Управление пресс-службы и информации Минобороны России, именно с помощью Су-34 были уничтожены объекты террористов в районе населенных пунктов Мадан-Джадид, Ракка, штаб и пункт управления боевиков ИГ в окрестностях Дейр-Хафира и Эль-Баба. В районе Тель-Биса удары были нанесены по складам боеприпасов, которые в результате налета были полностью уничтожены.
Боевое применение Су-34 именно в Сирии производится с высоты пять тысяч метров. Известно, что нахождение на таком эшелоне практически полностью исключает вероятность поражения переносными зенитными ракетными комплексами типа «Стингер». В то же время бортовое прицельно-навигационное оборудование Су-34 дает возможность обеспечить попадание по любым наземным объектам с абсолютной точностью. Как подчеркнул официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков, «с применением данного типа самолетов удары могут наноситься по объектам террористов на всей территории Сирии».
Весь спектр боевого применения
Су-34 – уникальный, многопрофильный самолет. Он предназначен не только для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземному противнику в оперативной и тактической глубине, но и для гарантированного поражения воздушных целей. По своим боевым возможностям этот истребитель-бомбардировщик относится к поколению самолетов 4+.
Высокие летно-технические и маневренные характеристики, наличие цифрового радиоэлектронного оборудования, прицельных систем большого радиуса действия, современной бортовой системы связи и информационного обмена, а также высокоинтеллектуальной системы радиолокационного противодействия и обороны отличают эту машину от иных аналогов. По сути, в сирийском небе сегодня устроено «дефиле» новейшей российской авиационной техники.
Уникальна даже система размещения экипажа. Летчик и штурман сидят здесь не один за другим, как в прочих моделях боевых самолетов, а рядом друг с другом. Удивительно, но внутри самолета можно встать, размять ноги. В кабине даже имеется небольшой санузел, есть кухня с микроволновкой. К слову, наличие этих удобств, а еще внутренних топливных баков большой емкости с возможностью подвески дополнительных резервуаров и системой дозаправки в полете, позволяет самолету проводить в воздухе до десяти часов без посадки.
Конечно, в Сирии сейчас востребованы совсем не эти характеристики. Аэродром в Латакии не настолько удален от позиций террористов, чтобы лететь до них несколько часов, да еще и заправляться в воздухе. Куда больше востребованы боевые возможности Су-34. У самолета имеется 12 точек подвески бортового вооружения. В частности, как рассказали в штабе Воздушно-космических сил, машина может комплектоваться бомбами КАБ-1500 и КАБ-500, бомбами весом в 250 и 100 килограммов. Кроме того, самолет может комплектоваться четырьмя блоками неуправляемых авиационных ракет либо управляемыми авиационными ракетами «воздух-поверхность» (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35 количеством до шести штук), либо двумя Х-58 (У) и Х-59 (М).
В воздушном бою приоритет обеспечивается за счет применения управляемых авиационных ракет «воздух-воздух» средней дальности (Р-27, РВВ-АЕ) и ракет ближнего боя (Р-73). Поражение воздушных целей на перехвате, а также уничтожение наземных объектов в пикировании обеспечивается встроенной пушечной установкой ГШ-301 калибром 30 мм. Общий вес боевой нагрузки самолета может достигать 8 и даже 12 тонн.
В ходе проводимой операции против террористов в Сирии Су-34, как и другие наши боевые машины, показывает себя с самой лучшей стороны. В частности, как рассказал представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВКС полковник Игорь Климов, все задачи, поставленные перед российской авиационной группой по нанесению точечных авиаударов по объектам ИГ, выполняются на настоящий момент в полном объеме. Причем здесь постоянно анализируются данные объективного контроля и наглядно показывается, что удары российской авиации наносятся именно точечно, по объектам террористической инфраструктуры, информация о нахождении которых тщательно проверена по нескольким источникам.
«Авиадартс» как проверка боем
Уже известно, что вопросы противодействия террористическим группировкам с применением высокоточного оружия были отработаны в ходе прошедшего в сентябре масштабного стратегического командно-штабного учения «Центр-2015». Как сообщил, подводя итоги прошедших маневров, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, особое внимание при проведении данного СКШУ уделялось отработке задач, максимально приближенных к реальной боевой обстановке.
«Для этого, – пояснил Сергей Шойгу, – подготовка войск, обозначающих условного противника, осуществлялась заблаговременно на основе всестороннего анализа тактики бандформирований «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а также талибов в Афганистане». Кроме того, штабы всех уровней отрабатывали вопросы планирования и управления войсками именно при локализации вооруженных конфликтов.
В ходе предшествовавшей учению внезапной проверки боевой готовности войск и сил Центрального военного округа были отработаны и действия оперативно-тактической авиации. В частности, около 50 самолетов, в числе которых были и истребители-бомбардировщики Су-34, перебазировались на оперативные аэродромы в трех регионах страны. Во время учения экипажи отточили навыки эксплуатации и пилотирования самолетов в различных метеоусловиях, отработали задачи по сопровождению колонн, огневой поддержке подразделений, уничтожению объектов и баз условного противника.
Хорошей проверкой тактики действия военных летчиков стали и прошедшие летом этого года традиционные соревнования боевого мастерства «Авиадартс-2015». Так, экипажи Су-34 из авиационных частей, дислоцированных в Воронежской и Мурманской областях, нанесли ракетно-бомбовые удары по наземным целям условного противника, выполнив боевое применение авиационных средств поражения на удаленных полигонах. При этом мишенная обстановка на полигонах также была максимально приближена к боевой, а различные типы мишеней имитировали танковые колонны условного противника и отдельно стоящие объекты, укрытия и укрепления.
В ходе выполнения практических полетов участники конкурса «Авиадартс-2015» также выполнили полеты на воздушную навигацию, воздушную разведку и технику пилотирования. Были отработаны такие элементы тактики, как обнаружение замаскированных объектов, стрельба из авиационных пушек на точность, выполнены пуски неуправляемых ракет.
Ни единого шанса террористам
Ракетное вооружение, входящее в номенклатуру самолета Су-34 и применяемое в данный момент к террористам, относится к классификации высокоточного оружия. Так, ракета Х-35 нацеливается на объект атаки активной радиолокационной головкой самонаведения. По словам генерального директора ОАО «Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"», компании-производителя этого оружия, Бориса Обносова, данную ракету отличает повышенная помехозащищенность, необходимая при действиях в сложных условиях, а также усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование и новые материалы. Масса боевой части осколочно-фугасного типа Х-35 превышает 140 килограммов.
Не менее результативна и ракета Х-31. Вес ее боевого заряда – без малого 100 килограммов, а скорость – один километр в секунду. Ракета используется с любого самолета-носителя, на котором может быть подвешен контейнер и имеется бортовая система целеуказания с дальностью действия более 50 километров. При этом данное оружие не просто сочетается с прицельно-навигационной системой и аппаратурой управления оружием, находящимся на борту самолета. Человеческий фактор здесь сведен к минимуму: летчику-оператору нужно лишь нажать «Пуск», приведя в действие катапультное устройство ракеты. Прицеливание, выдача информации с учетом параметров полета самолета-носителя, захват цели активной радиолокационной головкой самонаведения происходят автоматически.
Если говорить о корректируемых авиационных бомбах КАБ-500, которые также применяются сейчас против объектов террористов в Сирии, то в их оснащение входят телевизионно-корреляционные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели. Они способны «запомнить» местонахождение объекта и корректировать полет бомбы до встречи с ним, чем обеспечивается реализация того самого принципа «сбросил-забыл». Как подчеркивают в корпорации «Тактическое ракетное вооружение», такие ГСН позволяют поражать слабоконтрастные и замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров.
Покоритель высот и широт
Компания «Сухой» в настоящее время продолжает реализацию контракта с Минобороны России по поставкам Су-34 в рамках Гособоронзаказа. Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова исправно выполняет свои обязательства, передавая войскам новую технику. Как говорят сами военные летчики, эти самолеты демонстрируют самые высокие эксплуатационные качества.
В частности, о том, что истребители-бомбардировщики Су-34 намного превосходят своих предшественников, самолеты Су-24, говорил недавно главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев. «Су-34 несет 12 тонн различного вооружения, а боевой радиус у него – тысяча с лишним километров», – отметил генерал Бондарев.
По словам главкома, у этой машины значительно лучше прицельный комплекс, благодаря чему самолет обеспечивает точность бомбометания в пределах пяти-семи метров от центра цели или прямым попаданием. Фактически, как отмечает Виктор Бондарев (кстати, опытный боевой летчик, налетавший не одну тысячу часов в боевой обстановке), благодаря установленному на Су-34 современному оборудованию даже авиабомба становится здесь высокоточным оружием.
Сегодня тактика боевого применения на этом самолете осваивается молодыми летчиками (в том числе недавними выпускниками Краснодарского военного училища) на курсах в Липецком государственном центре подготовки авиаперсонала Минобороны России. До этого подготовку на Су-34 проходили только опытные пилоты. «После обучения в Липецке офицеры приступают к полетам в строевых частях ВКС», – подчеркнул представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны России полковник Игорь Климов.
Су-34 способен завоевать приоритет в воздушном пространстве в любой точке земного шара. Так, недавно летчики Западного военного округа, совершив вылет из Мончегорска (Мурманская область), выполнили полет над акваторией Северного Ледовитого океана и достигли крайней северной точки планеты – Северного полюса. При этом в ходе перелета экипажи дважды дозаправились в воздухе: летчики синхронно выполняли подход к воздушному танкеру и одновременно закачивали топливо в баки. До этого ими был выполнен перелет на мурманский аэродром с аэродрома в Воронежской области с преодолением более 2,5 тысячи километров без посадок и дозаправок. Суммарно экипажи звена из четырех Су-34 за три дня преодолели расстояние более чем в 50 тысяч километров.
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Минобороны России и Объединенной авиастроительной корпорации
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»