«Чернобыль-2» не случился
Владимир Лукьянчиков - человек штатский. Но награда у заведующего сектором Научно-исследовательского института специального машиностро- ения (НИИ СМ) МГТУ им. Н. Э. Баумана - боевая, орден Мужества. А могли бы и Героя России дать. Лукьянчиков спас страну и мир от второго Чернобыля.
В 10.40 утра 17 июня 1997 года в федеральном ядерном центре в Сарове из-за ошибки экспериментатора произошла авария. Уровень радиации в здании реакторной площадки достиг 15000 рентген в час. Ученого-ядерщика срочно доставили в Москву, но, получивший смертельную дозу облучения (по нейтронам - 4500 рад, по гаммаквантам - 350 рад), он скончался в спецклинике. А в саровской лаборатории в любой момент могла начаться неконтролируемая цепная ядерная реакция.
Вырвавшаяся за пределы ядерного центра радиация грозила бедой. Сергей Шойгу, тогда глава МЧС, дал команду собрать по всей стране дистанционно управляемых роботов: люди не могли зайти в опасную зону. Умирали бы, только открыв дверь, какие бы средства защиты ни использовались.
Мобильных роботов в России было мало, и в основном - западного производства. Немецкий сразу сдох, ирландский с задачей не справился. Как последнюю надежду в пекло отправили экспериментального робота, разработанного учены- ми НИИ СМ МГТУ им. Баумана. - Мы его прямо с выставочного стенда в Сокольниках сняли, - вспоминает Лукьянчиков.
Дистанционно управляемый Владимиром Лукьянчиковым мобильный робототехнический комплекс МРК-25 успешно выполнил все операции. В 0.48 ночи 24 июня 1997 года потенциальный Чернобыль-2 был потушен.
Импортозамещение необходимо в мозгах
- 15 лет назад я решил сделать для Родины что-нибудь практически полезное, - улыбается замдиректора НИИ СМ МГТУ им. Баумана Владимир Кудряшов. - Сейчас в нашей стране работают более 300 сконструированных нами наземных мобильных робототехнических комплексов.
«Вепри», «Кобры», «Вараны», «Верхолазы» и «Торнадо» бауманцев стоят на вооружении спецподразделений МЧС, МВД, ФСБ, ФСО. Армия только начинает к ним присматриваться. Но делает это активно. Первые серийные многофункциональные робототехнические комплексы поступили в этом году на вооружение всех видов и родов российских Вооруженных сил.
США к 2020 году планируют оснастить свои войска робототехникой различного класса примерно на 30 процентов. У нас с этим прежде был швах. Изменения к лучшему начались с приходом Сергея Шойгу. В Минобороны создан Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники. На Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» он представил мультимедийные материалы с различных испытаний разносредных (вода, земля, воздух) робототехнических комплексов, разработанных за последние годы в интересах отечественного военного ведомства.
На выставочном стенде Центра были продемонстрированы экспериментальные образцы роботов военного назначения.
- У нас наловчились делать презентации и опытные образцы, - говорит Кудряшов. - Покажут блестящего никелем «аватара», расскажут о его невероятном потенциале. Затем - приятный момент получения госзаказа и денег из госбюджета, и начинается долгая дорога от идеи до железа, которая не всегда заканчивается результатом. На недавней встрече с учеными президент Владимир Путин не зря сказал о приоритетах научно-технологического развития, что у них должны быть четкие цели, измеримые индикаторы исполнения и механизмы реализации. Мы деньгами не балованные, работали по-американски: есть задача - будет продукт в предельно короткие сроки. А подход к кассе - по результатам. Технически же мы все можем на уровне мировых стандартов и даже выше.
...Еще студентом Бауманки Владимир Кудряшов участвовал в разработке советского лунохода. Раритетный образец двигателя лунохода до сих пор хранится у него в кабинете. В Америке ежегодно устраиваются гонки на проходимость для мобильных роботов. Из года в год побеждает модель нашего лунохода. - Импортозамещение в первую очередь надо произвести в мозгах, - уверен Кудряшов.
Атакующая «Кобра» «плюется» пулями
На мониторе своего компьютера Владимир Кудряшов показал кусочек фильма, снятого к юбилею Центра специального назначения ФСБ РФ - НИИ СМ МГТУ им. Баумана давно с ним сотрудничает. К захваченному «террористами» зданию лихо подкатывает увешанный оружием атакующий мобильный робот «Кобра». Не переставая вести на ходу заградительный огонь из пулемета, агрессивная железяка наводит на окна гранатометы. Два взрыва, пыль и - тишина.
- Навеска может быть любой, - рассказывает Кудряшов. - Саперная, оружейная, для спецзадач. Мы делаем все робототехнические комплексы многофункциональными.
Такой и робот-разведчик «Торнадо». Он оснащен видеокамерами и манипулятором. Имея малые габариты, робот может передвигаться и по лестницам, и по тяжелым грунтам, и по снегу. «Торнадо» оснащен 12 колесами, расположенными по сложной схеме, что обеспечивает разведчику уникальную проходимость. «Торнадо» используется в работе спецподразделений силовых ведомств.
- Для людей в погонах главный критерий изделия - надежность, - говорит Владимир Лукьянчиков. - Ни один командир не пойдет в бой с техникой, в которой сомневается. Из этого исходим и мы, проектируя и испытывая изделия для силовиков.
На днях в институт привезли «раненого» робота. Он участвовал в одной из антитеррористических операций. После ее успешного проведения заменить в роботе придется только часть поврежденного навесного оборудования.
- Безотказность - как у автомата Калашникова, - комментирует Лукьянчиков. - Только наши роботы умеют еще и двигаться.
Восстание машин
Военные аналитики говорят, что военное дело развивается в направлении, когда необходимость непосредственного присутствия человека на поле боя будет неуклонно снижаться. Более того, меняется сама философия вооруженного противоборства. Если прежде одним из факторов превосходства было нанесение противнику больших человеческих потерь, то при уничтожении роботами друг друга можно будет говорить только об экономических потерях.
А какой прогноз на будущее у практиков военного роботостроения? Когда не в кино, а на полях сражений смогут схлестнуться для переработки тонн металла в металлолом дивизии боевых роботов?
- Не скоро, - считает Владимир Лукьянчиков. - Прежде надо решить целый комплекс и технических, и этических проблем. Автоматика способна мигом уничтожить взвод солдат, и только последний из падающих в последнюю секунду жизни сможет сообразить, что происходит. Испытывая автоматическую систему распознавания и захвата цели, американцы потеряли военнослужащих в Ираке. Робот принял своих за чужих и уложил за секунду. А в 2012 году на испытательном полигоне в Оклахоме взбесившийся робот расстрелял своих разработчиков. После трагедии в США эту программу вообще закрыли. Нельзя отдавать решение о жизни и смерти автомату, его должен принимать человек.
Скептически относятся в НИИ СМ МГТУ им. Баумана и к созданию для военных антропоморфных, человекообразных роботов.
- В научном плане это интересно, но пока эффективность этих машин очень низкая, - считает кандидат технических наук, замдиректора НИИ Владимир Кудряшов. - Роботы реально нужны нашей армии для разведки, саперных дел, где они дают человеку право на ошибку, ряда других задач. Можно выставить вооруженные мобильные робототехнические комплексы для охраны объектов, например, чтобы и мышь не прошмыгнула. Под управлением обученного оператора можно и в бою их использовать: на расстоянии в полкилометра боевая эффективность оснащенного оружием робота и современного танка практически одинакова. Только робот стоит в тысячи раз дешевле. Завтрашний день мобильной робототехники - это автономное управление, и это направление у нас успешно развивается: был разработан и испытан танк с автономным движением «Алиса-РВО». Он без участия оператора может перемещаться и выполнять поставленную задачу на пересеченной местности.
В этих направлениях ведущие в России разработчики и производители боевых роботов из НИИ СМ МГТУ им. Баумана и видят перспективу развития. Видимо, их планы совпадают с планами военных. В ближайшее время первые серийные роботы бауманцев поступят на вооружение Инженерных войск. А по итогам форума «Армия-2015» начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники Минобороны РФ полковник Роман Климов вручил ученым из МГТУ награду за победу в категории «Мобильные робототехнические комплексы».
«Мозги» для боевых роботов Объединенная приборостроитель- ная корпорация завершила разработку и приступила к испытаниям программного комплекса централизованного и децентрализованного управления группой робототехнических комплексов. По замыслу разработчиков, это позволит минимизировать участие человека в управлении машинами, и роботы на поле боя смогут действовать практически автономно. В частности, их хотят научить самостоятельно преодолевать препятствия и выбирать оптимальный путь движения.
Цели и задачи В Минобороны России разработана комплексная целевая программа «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года». Сейчас проводится разработка государственных военных стандартов, устанавливающих единые требования к военной робототехнике. Робототехника для Минобороны России разрабатывается по четырем основным направлениям:
- комплексы с беспилотными летательными аппаратами;
- наземные роботизированные комплексы;
- подводные необитаемые аппараты;
- безэкипажные катера.
ТТХ «Торнадо»
Робот «Торнадо» своими колесами может и ехать, и шагать. Он предназначен для дистанционного проведения визуальной разведки и поиска взрывных устройств.
Размеры - 740x470x310 мм
Масса - 45 кг
Полезная нагрузка - до 20 кг
Длительность непрерывной работы - до 8 часов
Автономное движение:
- по горизонтали - до 16 км
- по вертикали - до 150 этажей
Преодоление:
- порога - до 220 мм
- водной преграды - до 300 мм
- снега - до 300 мм
Работоспособность в интервале температур - от -40 до +40 градусов Цельсия.
Автор: Александр Хохлов
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»