МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

«Калашников» выходит в море: безотказный катер «БК»

На Международном военно-морском салоне концерн «Калашников» представил целую группу многофункциональных десантных катеров, способную решать широкий спектр задач. Эти суда были разработаны в инициативном порядке совместно со специалистами ВМФ России и других силовых структур.
2015-07-03 07:35:00

Ставка на скорость

 

На Международном военно-морском салоне, проходящем сейчас в Санкт-Петербурге, концерн «Калашников» представил не совсем типичную для себя продукцию. Впервые в истории предприятия его подразделениями выпущены морские катера, а точнее целая группа многофункциональных десантных катеров, способная решать широкий спектр задач.

 

Эти суда были разработаны в инициативном порядке совместно со специалистами ВМФ России и других силовых структур, подчеркивают в руководстве концерна.

 

«По сути, это комплекс вооружения нового образца», - подчеркивает генеральный директор «Калашникова» Алексей Криворучко.

 

В состав группы вошли транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10, а также совершенно новый, не имеющий аналогов в России катер огневой поддержки БК-9, который оборудован бронеплитами для обеспечения повышенной защиты личного состава десантной группы. Каждый из этих катеров может быть переоборудован под конкретные требования боевой задачи. Кроме того, на катерах предусмотрена возможность размещения разведывательных беспилотников и современных образцов вооружения, в том числе боевого дистанционно-управляемого модуля.

 

«Комплексы вооружения взаимозаменяемы и могут устанавливаться под определенную задачу конкретного спецподразделения», - отметил Алексей Криворучко.

 

 

Техническая возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов, равно как и внушительная дальность плавания (до 400 миль), позволяет катерам скоординированно работать на выполнение единой боевой задачи, обеспечивать скоростную доставку десантно-штурмовых групп на берег, поддерживать огнем действия подразделений спецназа и морской пехоты, а также проводить патрульные, диверсионные и противодиверсионные операции.

 

Морские ориентиры «Калашникова»

 

О том, что всемирно известный оружейный концерн расширит спектр своей деятельности и займется производством катеров военного и гражданского назначения, было объявлено в начале этого года. В феврале 2015-го «Калашников»  приобрел контрольный пакет группы компаний «Еврояхтинг Рыбинская верфь». В рамках стратегии развития до 2020 года, направленной на освоение новых сегментов профильного рынка, «Калашников» объявил о комплексной разработке и производстве высокотехнологичных десантных, поисково-спасательных и прогулочных катеров, а также продвижении этой продукции на новые рынки.

 

В новую холдинговую структуру в качестве дочерних компаний вошли «Еврояхтинг», «Рыбинская судостроительная вервь», «РСВ-Сервис» и «Рыбинская верфь». Область применения продукции: борьба с пиратством и терроризмом, переброска личного состава, высадка десанта на необорудованное побережье и его огневая поддержка. Катера также позволяют обеспечивать полный спектр патрульных и поисково-спасательных операций. Дополнительно концерном рассматривается возможность предоставления заказчикам комплекса услуг по хранению и ремонту катеров.

 

«Малоформатная» флотилия

 

Транспортно-десантный катер проекта БК-16 - продукт «Рыбинской верфи». Он предназначен для военных, но может также использоваться врачами, спасателями,  пожарными.

 

«На нем может размещаться медицинский модуль или оборудование, необходимое для тушения пожаров с воды», - рассказал заместитель генерального директора предприятия Рубэн Караханов.

 

 

При относительно небольших габаритах (длина 16 метров, ширина - 3,8, средняя осадка - менее метра), катер оснащен довольно внушительным арсеналом. Здесь и четыре 7,62-мм пулемета (по два с каждого борта), и пулемет калибра 12,7 мм, и 40-мм гранатомет. Кроме того, БК-16 может нести до четырех морских мин или пусковые установки управляемых ракет типа «Корнет».

 

 

При водоизмещении в 20 тонн катер способен перевозить до 24 десантников и развивать максимальную скорость в 40 узлов. Быстрое покидание катера обеспечивается сквозным проходом от кормовой двери до носовой аппарели. Запасы топлива позволяют БК-16 преодолевать расстояние в 400 миль. Экипаж катера – всего два человека. При необходимости БК-16 может придаваться военным кораблям различных типов в качестве штатного судового оборудования.

 

Катер открытого типа БК-10, изготовленный на Рыбинской судостроительной верфи, относится к категории скоростных десантно-штурмовых. Его габариты еще скромнее - длина 10,5 м, ширина - чуть больше трех, а осадка - 65 сантиметров. Водоизмещение катера составляет всего 4,5 тонны, и такие массогабаритные показатели обеспечивают его эффективное применение на мелководье с выходом непосредственно к берегу.

 

 

Но и этот «малыш» способен огрызнуться огнем: в стационарном варианте на нем размещены два пулемета калибра 7,62 мм. Десантовместимость БК-10 составляет 10 военнослужащих. Скорости этому морскому «штурмовику» придают два подвесных мотора MECURY VERADO общей мощностью в 600 лошадиных сил. В оснащение катера входит судовой картплоттер, навигационная система ГЛОНАСС, эхолот, а также датчики глубины и температуры воды.

 

«Янки» на Меконге

 

Малые скоростные военные катера - изобретение не новое. В частности, особую известность этот вид флотского вооружения приобрел во время войны во Вьетнаме. В составе так называемой «мобильной речной оперативной группы» армии США, созданной в дельте Меконга, действовали катера огневой поддержки ASPB. Они использовались в качестве эскортирования конвоев, обороны баз, траления якорных мин. У «янки» за этими катерами закрепилось прозвище «речные эсминцы», хотя их вооружение составляла всего лишь 20-мм автоматическая пушка и два 12,7-мм пулемета. Правда, в особых случаях катера ASPB довооружались еще парой крупнокалиберных пулеметов или автоматическими гранатометами, а по бортам носовой башни ставили пусковые установки неуправляемых ракет. Экипаж катера состоял из шести человек.

 

Еще одним оружием речной флотилии американцев в то время были бронированные десантные катера АТС, вооруженные той же 20-мм автоматической пушкой, теми же двумя 12,7-мм пулеметами плюс двумя гранатометами Мк.18. Особенностью этих катеров была броневая защита башен и рубки от пуль и осколков. А установкой самопальных решеток, сваренных из металлических прутьев, обеспечивалась защита от РПГ. АТС даже использовался в качестве вертолетоносца. В передней части корпуса устанавливалась специальная площадка, куда грузился вертолет Белл UH-1B «Хью». Естественно, что ни о каком взлете-посадке с катера речи не шло: длина вертолета была лишь немного меньше длины самого судна.

 

Катер и беспилотник: в единой связке

 

В рамках представленной концерном «Калашников» на Международном военно-морском салоне единой боевой группы катеров предусмотрена возможность применения с их борта беспилотных летательных аппаратов. Как говорят разработчики, пока речь идет о разведчике легкого класса типа ZALA 421-16ЕМ, выпускаемом в России.

 

Этот беспилотный самолет построен по принципу «летающее крыло»: при отсутствии хвостового оперения он имеет полноценный фюзеляж. БПЛА довольно компактен, что незаменимо при использовании с борта катера. Небольшой вес аппарата позволяет запускать его как с пневматической, так и с эластичной катапульты. Кроме того, в корпус БПЛА интегрированы рукоятки, которые позволяют выполнять старт буквально с рук.

 

 

Посадка самолета осуществляется на парашюте с автоматически наполняемой амортизационной подушкой. При необходимости беспилотник оснащается дополнительным устройством, позволяющим в случае посадки аппарата на воду, удерживаться на ней некоторое время.

 

БПЛА ZALA 421-16ЕМ позволяет передавать видеоизображение в режиме реального времени в радиусе 25 км. Он может определять координаты цели, сохраняя при этом свою акустическую и визуальную незаметность. Комплекс, к примеру, позволяет оперативно выбрать безопасную точку высадки десанта и координировать действия всей группы или каждого военнослужащего отдельно.

 

Автор: Дмитрий Сергеев

 

Фото: Концерн «Калашников»

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240425.1049