МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Танец со смертью: как посадить горящий истребитель

Работа на грани возможностей человеческого организма для летчиков-истребителей - ежедневная рутина. Профессионал может выдержать абсолютно все. Но вот техника, случается, подводит. В такой ситуации жизнь пилоту могут спасти лишь грамотные и быстрые действия. И немножко удачи
2015-06-20 22:10:00

Нештатные ситуации в воздушной авиации случаются, что греха таить. Не так давно буквально за одну неделю случилось два летных происшествия - под Астраханью рухнул МиГ-29, а в Воронеже выкатился за взлетную полосу и перевернулся Су-34. Оба инцидента произошли во время тренировочных полетов. Что ж, техника сложнейшая, нештатных ситуаций не бывает только у тех, кто не летает. Например, так было в 90-х, когда военные летчики вообще не отрывали шасси боевых машин от бетона взлетной полосы. Наш сегодняшний рассказ - о штурмане-истребителе Владимире Кленце, пережившем и то нелетное время, и аварию в воздухе, которая чуть не стоила ему жизни.

 

 

 

 

Пожар на борту

 

 

Приборы показывали высоту 1800 метров, когда в кабине самолета сработала аварийная сигнализация - «Пожар!» Как правило, в полете летчик отключается от всего земного, настраиваясь только на работу в воздухе. В это время все пилотские знания, навыки, опыт, рефлексы выходят в режим повышенной готовности.

 

«Пожар на борту! Упали обороты двигателя и давление в гидросистеме!» - доложил майор Владимир Кленц руководителю полетов.

 

«Наблюдаем дымный шлейф правого двигателя!» - подтвердила «земля».

 

Позже майор вспомнит, что при посадке вжался в кресло. Ведь финал мог оказаться плачевным. Но пилот сумел спасти и себя, и машину, и ничего не подозревавших людей на земле.

 

 

Нелетное время

 

 

Сто раз правы древние китайцы, считая наказанием судьбы жить в эпоху перемен. В этом Владимира Кленца убедили первые же дни офицерской службы в лихие 90-е.

 

«О полетах, лейтенант, пока забудь», - сказал командир полка. 

 

«Топлива нет, техников нет. Жилья тоже нет. Рапорт можешь подавать хоть сейчас - подпишу с пониманием»? - добавил он. 

 

 

 

Но военного летчика в третьем поколении сбить с курса не так просто. Даже когда перемены привели к сокращению должности, Кленц стоял на своем: «Буду служить и летать!»

 

В Армавирском военно-авиационном училище Володя летать учился легко. Сказывались гены, огромное желание курсанта и характер инструктора - старшего лейтенанта Александра Гаражина. С шутками-прибаутками и матерком-ветерком он умел развивать орлиные задатки питомцев. И, видимо, сумел заложить во Владимира Кленца добрую основу летной науки. Даже после восьми лет бескрылой службы тот, снова оказавшись за штурвалом Л-39, сумел в самое сжатое время сдать экзамен на 3-й класс. Однокашники, ставшие гражданскими пилотами, звали к себе - и денежно, и перспективы ясны. Не соблазнился. А потом времена изменились. У молодых летчиков теперь за год по две сотни часов налета. Когда летчик 1-го класса Владимир Кленц рассказывает им о годах летного застоя, парни с трудом понимают, о чем идет речь.

 

 

По обычному кругу

 

 

…Кабина с каждой секундой заполнялась дымом. «Земля» сообщала, что в правом двигателе видно открытое пламя. В такой ситуации пилот обычно катапультируется. Но под крылом виднелся густонаселенный район кубанского Крымска, и Кленц отбросил этот вариант. Можно было увести самолет в степь и уже там покинуть его... С земли, учитывая опыт и класс пилота, приказали действовать по собственному усмотрению. Оценив запас скорости и высоты, Кленц решил сажать горящую машину. Ни мгновения для паники - лишь действия, точные, как у пианиста. Рукоятка управления двигателями - на «стоп», включение системы пожаротушения. В движении машины не чувствовалось обычного послушания, хотя на движение рулей она все же отзывалась. Попытка сесть в аварийном режиме, по ветру, не удалась. Пришлось заходить по обычному кругу. На земле затаив дыхание следили за этой схваткой. Но вот что значит класс и сотни часов проведенного в небе времени! Владимир Кленц приземлился без шереховатостей, словно двигатель и не горел вовсе. Подвел самолет к пожарной машине, ждавшей на рулежке, и отключил электропитание. Из кабины пилоту помог выбраться замкомандира соединения по летной подготовке полковник Игорь Рагимов, он первым примчался к аварийной «сушке». Кленца даже смутило такое внимание. А еще больше летчик-ас смутился, когда за тот полет ему вручили заслуженный орден Мужества.

 

 

 

 

Дядя Вова

 

 

Скромность, по мнению сослуживцев, наиболее яркая черта в характере Владимира Кленца. Даже жена Татьяна узнала о случившемся от посторонних.

 

«Так ведь все нормально, не хотел зря тебя волновать», - оправдывался Владимир.

 

Молодые летчики части между собой называют майора Кленца «дядя Вова». Он и правда как бывалые дядьки в старорусском воинстве: и добрый наставник, и справедливый третейский судья, и душевный советчик. До сих пор день полетов майор не воспринимает как будничный. 

«Наверное, бесполетное начало службы сказывается. Никак не могу налетаться», - признается он.

 

А еще Владимир Кленц  пристально следит за судьбой нового российского истребителя Т-50. Сесть за его штурвал и освоить все возможности самолета завтрашнего дня - такой видит свою перспективу службы первоклассный летчик и мужественный человек Владимир Кленц. Думаю, с его профессионализмом и выдержкой так все и сложится.

 

 

Награды летать не мешают

 

 

Орден Мужества, которым награжден Владимир Кленц, по нынешним временам для военного летчика-истребителя награда редкая. Сегодня его сослуживцы осваивают модернизированные Су-27СМ3 и СУ-30М2, которые становятся истребителями многоцелевого назначения. Они могут применяться и для поражения морских и наземных целей, что делает учебно-боевую работу пилотов намного сложнее. Большинство полетов в полку планируется с отработкой сложных видов авиационной подготовки. Истребители осваивают групповые маневренные воздушные бои, дозаправку в воздухе, действия на малых высотах и в условиях погодного минимума, оттачивают навыки поражения наземных целей. Все это требует от летчиков немалого мужества и самоотверженности. Может быть, награды достойны не только действия в нештатных ситуациях, но и такая повседневная работа? Мне как-то довелось на международном авиасалоне увидеть рядом двух капитанов пилотов ВВС - российского и американского. И хотя их офицер был помоложе нашего, наградных планок на его кителе было с полтора десятка. А у российского летчика - всего две медали за выслугу лет. Утешал лишь восторг, с которым отзывался о летном мастерстве русского коллеги американский капитан.

 

 

Автор: Владимир Сосницкий

 

 

Фото: Владимир Сосницкий, vk.com

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню