МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Трасса Аляска-Сибирь: дорога жизни между США и СССР

АлСиб («Аляска–Сибирь») - так называлась в годы Великой Отечественной войны воздушная трасса между Аляской и СССР, по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в нашу страну по договору ленд-лиза.
2015-05-14 09:48:00

АлСиб («Аляска–Сибирь») - так называлась в годы Великой Отечественной войны воздушная трасса между Аляской и СССР, по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в нашу страну по договору ленд-лиза.

 

В год 70-летия Великой Победы легендарным маршрутом на самолетах-ветеранах бомбардировщике «В-25» и штурмовике «Кобра» снова пролетят российские и американские пилоты. Эта идея принадлежит российской компании «Русавиа», с американской стороны ее поддержали летчики фонда «BRAVO 369 Flight Foundation». Проект получил поддержку со стороны Минобороны России, МИД России, Русского географического общества и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

«Нам осталось только получить постановление Правительства РФ и средства на закупку самолетов той поры, которые сейчас находятся в частной собственности, их надо выкупить. Экипажы уже заняты тренировками. Точной даты перелета Аляска-Сибирь я назвать пока не могу, но это должно произойти летом этого года», - рассказал телеканалу «Звезда» один из участников этого проекта, Герой России, бывший Главком ВВС России Петр Степанович Дейнекин.

 

 

Сейчас в Москве проходят переговоры с американской стороной по этому вопросу. Но уже сейчас понятно, что перелета по схеме ленд-лиз, т.е. временном использовании авиационной техники США, речи не идет. В отличие от 40-х годов прошлого века, американцы ретро-самолеты готовы только продавать. В годы же Великой Отечественной войны новенькие штурмовики и бомбардировщики поступали в нашу страну на безвозмездной основе.

 

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» об изменившемся отношении к русским рассказал один из организаторов юбилейного перелета, руководитель отдела спецпроектов международной компании разработчика компьютерных игр Wargaming Трейси Спайт: «Самолеты уже состарились, их надо подготовить к такому сложному и длительному перелету. Это не государственный проект, но все его участники с американской стороны предпринимают все усилия для того, чтобы он осуществился. Если тогда совместными усилиями мы смогли победить общего врага – нацизм, то и сегодня просто обязаны одолеть все трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. Есть и элемент подозрительности с обеих сторон, но наш экипаж, а он состоит из 3 человек, готовится к перелету Аляска-Сибирь. Мы заручились поддержкой конгрессмена из штата Монтана, есть у нас поддержка и в Сиэтле, и в Фейрбексе, откуда должен стартовать этот юбилейный перелет».

 

Сталин: «Через два дня доложить о маршруте Аляска-Сибирь!»

 

В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовали фашисты. Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда. В начале 1942 года из 35 судов морского каравана союзников RQ-17 было потоплено 23. Вместе с ними в морскую пучину ушли 210 самолетов, 130 танков, 3350 автомашин и 100 тысяч тонн грузов...

 

А транспортировка по южному маршруту - через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев. Президент США Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени...».

 

В октябре 1942 года Сталин вызвал к себе начальника полярной авиации Илью Мазарука.  

 

 

На вопрос Сталина: «Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?» Мазарук ответил отрицательно, объяснив это отсутствием аэродромов, запасов горючего и крайне сложными метеорологическими условиями.  Сталин подошел к столу, перевернул листки календаря, что-то написал на одном из них, и, повернувшись к членам Государственного комитета обороны Ворошилову и Новикову, произнес: «Послезавтра доложите. Трасса должна быть...».

 

Заключенный - лучший строитель военных аэродромов Крайнего Севера

 

В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке.

 

Строили организации Наркомата обороны и Дальстроя НКВД. По словам начальника трассы Мазурука, в мирное время для ее строительства потребовалось бы пять лет. Но в 1942 году первую очередь Красноярской воздушной трассы, протянувшейся от Аляски на 6306 километров, построили за 10 месяцев. 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. Эта фотография сделана чуть раньше 14 сентября. На ней зафиксирован поистине исторический момент: американский и советский представители подписывают акт приемки первой партии ленд-лизных самолетов.

 

 

Первый перегон - первая трагедия

 

Из США в Советский Союз перегоняли несколько моделей самолетов:

 

Бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон»

 

 

 

Бомбардировщики Б-25 «Митчелл»

 

 

 

Истребители Р-39 «Аэрокобра

 

 

Транспортные «Дугласы» Си-47

 

Часть лётчиков, перегонявших первую партию самолетов - 30 человек, погибла на следующий день после выполнения задания. Вот что рассказывает командир 4 перегонного  авиаполка (ПАП) Виктор Михайлович Петров: «Утром следующего дня мы должны были на «Дугласе» вылететь обратно на Киренск - Якутск. Был чудный солнечный прозрачный день. Погрузив людей, фронтовой летчик командир Ли-2 Барков пошел на взлет, оторвавшись, машина набрала высоту и развернулась на 180 градусов. Подлетая к нашей стоянке, то есть к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет. Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка - 3100 литров бензина. Полыхала так, что даже у нашего самолета было стоять жарко».

 

«Уволить, сместить, отдать под трибунал!»

 

Аварийность на трассе АлСиб была очень высокой. За 3 года ее существования погибло 115  человек. По словам Героя Советского Союза Ильи Мазарука, американцы о советском участке говорили так: «По этой трассе могут летать  либо сумасшедшие или самоубийцы, либо русские».

 

Телеканалу «Звезда» о причинах авиакатастроф рассказал бывший перегонщик самолетов на трассе АлСиб, штурман дальней авиации, академик РАН Александр Петрович Лисицын.

 

 

«Народ летал боевой, но неграмотный. Американцы нас спрашивали: «Зачем вы покупаете столько губной помады?» Мы отшучивались, а на самом деле отмечали красной помадой на щитке приборов критические отметки масла, топлива и другие показатели.  В американских самолетах тогда еще было одних приборов штук сто, все не запомнить. Некоторые летчики приходили к нам после ускоренных летных курсов.

 

 

Но даже профессионалы во время многочасовых перелетов, зная, что под ними необитаемые земли, горы, безлюдье, замерзая в кабинах при температуре минус 40, 50 и ниже, теряли самообладание, сбивались с маршрутов. Ведь первое время карты у нас были очень приблизительные, никаких наземных маяков не было. Вот и падали, и падали много…», - рассказывает Лисицын.

 

Вот запись в бортовом журнале одного из экипажей АлСиба: «Связи нет. В наушниках сплошной треск. Наш радиополукомпас не берет маяк. Самолет от ледяного панциря отяжелел, скорость снизилась до 190 км. Командир принимает решение пробиваться вниз, что, конечно же, над незнакомой местностью небезопасно. Фонарь кабины обледенел. Журавлев через открытую боковую форточку счищает лед транспортиром с лобового стекла. Второй пилот Николай Шуров занимается этим же, орудуя дюралевой расческой».

 

Заезжее начальство и не собиралось принимать во внимание нечеловеческие условия работы советских летчиков и бортовых механиков. В архивах сохранился интересный документ - результаты проверки 15 февраля 1943 года воинских подразделений АлСиба.

 

 

Вот несколько цитат из этого документа:  «6. Начальнику трассы полковнику Мазуруку объявляю выговор и предупреждаю, если на трассе не будет в течение месяца наведен должный порядок, будете сняты с должности и снижены в военном звании… 8. Снять с должности командира авиаэскадрильи 3 АП майора Подгорного за систематическую пьянку и потерю авторитета среди личного состава, назначив его с понижением в должности до командира звена и снизить в звании до капитана.

 

 

9. Командира авиаэскадрильи 2 АП капитана Смелинского, разбившего по недисциплинированности 2 самолета - от занимаемой должности отстранить и предать суду военного трибунала». Подписал документ зам. народного комиссара обороны генерал-полковник авиации Новиков.

 

 

Робинзон Крузе «отдыхает»

 

Жизнь на земле у летчиков АлСиба была столь же некомфортной, сколько и в воздухе.

 

«Летчики жили в бараках фанерных, но даже там они были гостями, потому что чаще летали.  Бараки без фундамента, а некоторые ставили прямо на мерзлую землю. Печюрка, кроватки, столики – вот и все. Стены для сохранения тепла снаружи засыпали землей, чтобы не умереть от холода. Робинзон Крузо - слабак, по сравнению с людьми, служившими на АлСибе! И ведь каждый из них, каждый просился на фронт, - не отпускали. Вообще решиться на такую воздушную трассу можно было только в состоянии жуткой безысходности, в расчете на массовый героизм. Летчики были высшего класса – они могли самому Чкалову фору дать! И ведь при этом все до единого знали: сесть на вынужденную посадку - это 100-процентная смерть», - говорит ветеран АлСиба Александр Лисицын.

 

Старшина Дьяков, испугавший смерть, и другие

 

Зимой 1943 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, был вынужден совершить вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. 

 

 

Все необходимое для жизни ему, по распоряжению комдива, сбрасывали с самолетов. Каждое утро, войдя в штаб, полковник Мазурук первым делом спрашивал: «Что слышно о Дьякове?». Летчика Дьякова вывезли только через 34 дня охотники на оленьих упряжках. Самолет пришлось бросить.

 

20 ноября того же года при перелете группы самолетов из Сеймчана в Якутск на участке третьего перегоночного авиаполка в  районе Берелех произошла очередная катастрофа. Погиб экипаж «А-20В». В его составе были капитан И.А. Ковылин и стрелок-радист, сержант Н.Д. Борискин. Где-то в районе Оймякона выпрыгнул с парашютом и пропал без вести третий член этого экипажа - штурман капитан Д.В. Михасев. Его останки случайно обнаружили летом следующего года в 3 километрах от места катастрофы.

 

Чулки в карманах, спирт, футбол и «Сталинская трасса»

 

Воздушная трасса Аляска-Сибирь делилась на 5 участков, за каждым из них был закреплен авиаполк. Счастливчиками считали тех, кто служил в 1 полку – они перегоняли самолеты из американского городка Фейрвекс в Уэлькаль (Якутия).

 

«Мы учили их пить спирт. Поначалу мы им наливали спирт в граненый стакан, и они «цедили» его, как хорошее вино, а потом падали под стол. А нам - хоть бы что! Молодые все были, и они, и мы, друг перед другом хорохорились. Ну, потом мы их научили:  ставишь ноги на ширину плеч, рядом  ставишь авиамеханника с горстью квашенной капусты, выпиваешь стакан залпом и сразу капусту в рот, да побольше! После этого американцы падать под стол перестали!», - вспоминает ветеран АлСиба Александр Лисицын.

 

Русские пилоты и механики могли себе позволить сходить в бар на танцы.

 

 

К концу танцев у наших летчиков, как правило, из кармана торчал нейлоновый чулок, - местные девушки дарили один и давали обещание подарить второй, если пилот вернется после полетов. Полетные листы были вот такими: половина записей на русском, половина – на английском.

 

 

Танцы на советской территории выглядели скромнее. 

 

 

Зато можно было поиграть в футбол.

 

 

Эта фотография была сделана 1 мая 1943 года. В каждом полку выпускалась стенгазета «Сталинская трасса». Других развлечений не было.

 

 

«В общей сложности по трассе Аляска-Сибирь мы перегнали около 8 тысяч самолетов, отличных самолетов, новеньких, с отличными движками и управлением. Сколько подвигов совершили на них советские летчики? Никто не знает точно… Я встречался с трижды Героем Советского Союза Покрышкиным,

 

 

и могу Вам сказать, что и он летал на американском самолете тоже, точнее на «Вell-39 Аэрокобре» или «Кобре», как  называли этот самолет на фронте. Да, тысячи людей, трудившихся в военной форме и получавших боевые ордена не были на фронте, но мы делали общее дело, которое называется «Спасай Родину!». Им памятник надо поставить всем, да еще такой, чтобы получше, чем в Америке им поставили», - говорит ветеран войны Александр Лисицын.

 

 

Не ветераны

 

По АлСибу за 1942-1945 годы перегнали 7831 самолет, потеряв 44 самолета и 115 человек. Сейчас по всей трассе стоят обелиски в память о погибших. Дивизия была расформирована в октябре 1945 года. Дорогую цену заплатили и пилоты ВВС США. Число погибших американских летчиков не известно, но всего за 1942 -1945 годы ими было потеряно 133 самолета.

 

Воздушная трасса АлСиб была настолько засекречена, что многие из тех, кто, практически, каждый день совершал подвиг, не смогли получить удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны.

 

 

В интервью телеканалу «Звезда» рассказал о судьбе своего отца, командира 1 эскадрильи Петре Павловиче Гамове, его сын – Валерий Гамов: «Мой отец  смог получить удостоверение ветерана войны только незадолго до смерти, а умер он в 1995 году. Моя мама - Елена Александровна Макарова работала на АлСибе переводчицей и тоже не могла получить удостоверение участницы войны. В военкоматах им говорили: «Какие вы ветераны, вы где были? В тылу? В тылу, все - разговора нет!». Отец говорил: «Ну, что мне обижаться? У меня есть орден Красного Знамени, про меня есть статья в «Правде».

 

За 3 военных года Гамов перегнал на Чукотку 340 американских бомбардировщиков «В-25» и «А-20», провел за своим самолетом в качестве «ведущего» 250 авиагрупп и как лучший лидер дивизии был награжден орденом Ленина.

 

История его любви с Еленой Макаровой похожа на сказку. Американцы любили заключать пари по разным поводам. Однажды командир эскадрильи капитан Петр Гамов совершал на «В-25» аварийную посадку - не вышла передняя стойка шасси, вот американцы и поспорили: «Сядет - не сядет».

 

Переводчица Лена Макарова, за которой Петр ухаживал, вся кипела от возмущения: «Человек может прямо на глазах погибнуть, а они в какую-то рулетку играют!». И поклялась: «Господи! Если он останется жив, я стану его женой!».

 

Гамов, получив приказ садиться на «брюхо», предложил свой вариант посадки. Вот что увидели участники пари. Самолет идет на посадку, по краям полосы мчатся два грузовика-доджа, с которых американские солдаты по-ковбойски забрасывают лассо-канаты на кили бомбардировщика. Его движение замедляется, а тросы не дают «клюнуть носом» раньше времени. Так самолет докатился до конца полосы.

 

Когда Гамов оказался к кругу друзей, все стали спрашивать, как возникла такая экзотическая идея. Оказалось, этот способ посадки подсказал ему потомок русского полководца Барклая де Толли - американский летчик Николай де Толли, с которым произошла подобная история. Подошел полковник Мачин и сказал Гамову: «Бери Елену, ребят, и идите в ресторан. Жаль, твоего де Толли сейчас нет. Заказывайте самое лучшее вино».

 

Вскоре командир полка объявил перед строем, что Петр Гамов и Елена Макарова становятся мужем и женой.

 

 

Успеть сказать: «Спасибо!»

 

Повторение в 2015 г. - в годовщину празднования 70-летия Великой Победы - легендарного перелета на боевых американских самолетах по воздушной трассе Аляска-Сибирь, по словам руководителя компании «Русавиа» Сергея Баранова, - «Это наш шанс достойно попрощаться с теми ветеранами, для которых  этот праздник станет последним в их жизни, это наш шанс почтить последних оставшихся в живых храбрейших из мужчин и женщин».

 

Автор:Олег Горюнов

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню 
20240423.1201