МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Как «Харьков» не спас «Москву»: история успешной операции Черноморского флота

Для Черноморского флота Великая Отечественная война началась не 22, а 23 июня 1941 года. В этот день все корабли вышли в море - для одних главной задачей была постановка мин, для других - их боевое прикрытие. На третий день войны, в отличие от остальных частей Красной армии, эти корабли перешли в наступление, - выполнять приказ, пришедший из Москвы.
2015-05-14 01:00:00

Для Черноморского флота Великая Отечественная война началась не 22, а 23 июня 1941 года. В этот день все корабли вышли в море - для одних главной задачей была постановка мин, для других - их боевое прикрытие.  На третий день войны, в отличие от остальных частей Красной армии, эти корабли перешли в наступление - выполнять приказ, пришедший из Москвы.

 

Гибель «Москвы»

 

 

Командующий эскадрой кораблей Черноморского флота СССР Владимирский сразу поставил такой приказ под сомнение - совершить набег на румынскую Констанцу - значит выполнить переход по районам повышенной минной опасности. Однако 25 июня 1941 года лидеры эскадренных миноносцев «Харьков» и однотипный с ним «Москва» ранним утром ушли к Констанце.

 

Из-за организационных задержек пришлось идти на повышенной скорости. В результате были потеряны параваны - устройства защиты от якорных мин. В 5 утра «Харьков» с дистанции 130 кабельтовых - это примерно 24 км - открыл огонь по берегу. Через 4 минуты начали отвечать 2 румынских эсминца, а еще через 2 - береговая батарея. Выпустив за 10 минут 350 снарядов, корабли невредимыми легли на обратный курс.

 

Еще через 10 минут, в 5.21 на скорости 28 узлов «Москва» налетела на мину, переломилась и в считанные секунды затонула.

 

 

«Харьков» лег в дрейф и приступил к спасению моряков, но тут же был накрыт береговой артиллерией и атакован румынскими самолетами. Спасательные работы были прекращены.  Капитан Мельников сделал нелегкий выбор - ради сохранения второго корабля он не стал спасать моряков «Москвы». Вскоре из-за близких разрывов тяжелых снарядов вышел из строя один из котлов.

 

Максимальный ход упал до 6 узлов. Весь день продолжалась борьба за жизнь корабля - палубная команда вместе с пришедшими на помощь эсминцами отбивала непрерывные атаки авиации, а трюмные механики буквально чудом вдыхали жизнь в корабельные турбины. Только в 21.30 корабль пришвартовался в Севастополе. Эта операция до сих пор даже западными историками признается одной из самых успешных морских операций Советского флота во Второй мировой войне.

 


 

Капитана «Харькова» никто не стал осуждать - у него была безупречная репутация на Черноморском флоте.

 

Ботиночки со свиным верхом

 

 

В марте 1940-го года Пантейлемон Александрович Мельников стал капитаном «Харькова», как и подобает начальнику, поинтересовался у матросов: «Как служба?». Матрос Владимир Смирнов пожаловался на новые ботинки: «Стыдно в город в них выйти!».

 

После построения Мельников вызвал начальника службы снабжения и запретил выдавать «стыдные» ботинки, а на имя начальника военно-морской базы ушел рапорт. Ответ не замедлил ждать: «Приказываю выдавать!». Следующий рапорт ушел выше по команде, потом еще выше... Все тот же ответ. И тогда Мельников пишет письмо на имя Сталина. Через месяц пришел ответ: «1. Командир Мельников - единственный, до конца требовательный командир, прошедший все инстанции. 2. Приказываю: ботинки со свиным верхом с довольствия снять. 3. Объявить Мельникову благодарность. 4. Приказ объявить на всех кораблях Черноморского флота...».

 

Команда после этого нового командира зауважала. Под командованием Мельникова «Харьков» быстро снискал репутацию одного из лучших кораблей Черноморского флота, способного выполнить любую задачу.

 

Оборона Севастополя

 

 

1 ноября 1941 года «Харьков» в родной гавани Севастополя попал под первый массированный налет немецкой авиации. С наступлением темноты, приняв на борт 350 раненых, «Харьков» ушел в Туапсе,  чтобы вернуться назад через 3 дня. Ночью 5 декабря, когда корабль вел огонь из Южной бухты, немцы засекли вспышки выстрелов и открыли ответную стрельбу. Несколько снарядов попало в носовую часть корабля, выведя из строя носовые орудия и изрешетив командирскую каюту. По чистой случайности никто не пострадал - расчеты прикрыли щиты, а капитан Мельников вышел из каюты за мгновения до взрыва. Ремонт орудий длился до следующего вечера, и все это время «Харьков» продолжал вести огонь из кормовых пушек.

 

 

«Казалось, что все вокруг навечно пропахло порохом: тело, одежда, помещения. На корабле так привыкли громко разговаривать, что продолжали кричать даже тогда, когда наступало относительное затишье», - писал об этих днях военный историк Петр Уваров. В таких условиях 5 суток, меняя стоянки, экипаж «Харькова» уничтожал гитлеровцев.

 

До 18 июня 1942 года корабль доставлял в Севастополь морских пехотинцев,  оружие, боеприпасы, продовольствие,  увозя из осажденного города раненных.  За это время «Харьков» получил повреждения, требующие капитального ремонта, но продолжал выполнять боевые приказы.

 

Один за всех, и все за одного!

 

 

Осенью 1943 года командование Черноморского флота принимает решение нанести мощный удар по двум крупным портам оккупированного немцами Крыма - Феодосии и Ялте. 5 октября 1943 года эсминец «Способный», эсминец «Беспощадный» и лидер «Харьков» вышли в боевой поход. На подступах к Феодосии их обнаружил немецкий самолет разведчик. Буквально через несколько минут  наши корабли были атакованы торпедными катерами  «шнелльботы» S-28, S-42 и S-45. Но эсминцы уклонились от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий.

 

 

Командующий эскадрой Григорий Негода принимает решение отказаться от нападения на Феодосию и ограничиться обстрелом Ялты. 6 октября в 6.30 утра «Харьков» с дистанции 10 км начал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки по меньшей мере 104-130-мм осколочно-фугасных снаряда. Следуя вдоль берега, лидер сделал 32 выстрела и по Алуште. После этого «Харьков», маневрируя под огнем береговых батарей, стал отходить, присоединился к возвращавшимся эсминцам, и отряд в полном составе лег на обратный курс.

 

 

В 8.30 над советскими кораблями появились  8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием двух истребителей Me-109.  «Харьков» получает сразу 3 прямых попадания бомбами весом в 250 кг и теряет способность самостоятельно двигаться.

 

В этой обстановке было приказано «Способному» взять «Харьков» на буксир. Через 3 часа авианалет повторяется, черноморцы срочно вызывают на помощь авиацию, но 9 наших истребителей не справляются с  14 пикирующими бомбардировщиками  Ю-87. В  «Беспощадный» попала авиабомба, разрушившая машинное отделение. После этого командир отряда Негода отдал приказ «Способному» поочередно буксировать «Харьков» и «Беспощадный», на борту которого он сам и находился.

 

Но в 14.10 корабли снова подверглись атаке с воздуха группой в 25 «юнкерсов» под прикрытием дюжины «мессершмиттов».  Получивший 4 прямых попадания «Беспощадный» затонул почти мгновенно. В это время «Харьков» получил 2 прямых попадания в полубак и начал тонуть. В этот момент капитан 2 ранга Шевченко приказал поднять на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», оповестив товарищей, что лидер «Харьков» погибает так, как и пристало погибать кораблям российского флота,  ведя огонь по врагу и не спуская своего боевого флага.

 

В это время совершили подвиг командиры 7 и 8 зенитных автоматов старшины 2 статьи Михаил Степанов и Александр Кучерявый. Как и командир зенитной батареи лейтенант Резонтов, они вели огонь по немецким самолетам, пока не скрылись под водой вместе с кораблем. До последней минуты своей жизни зенитчики прикрывали огнем плавающих в воде товарищей. В 15.37 «Харьков» скрылся под водой.

 

«Способный» в течение 2 часов занимался спасением экипажей погибших кораблей, пока не подвергся последнему, самому мощному налету. 25 «Юнкерсов-87» атаковали эсминец с разных направлений, добившись 3 прямых попаданий 250-кг бомбами в первое машинное отделение и в кубрики личного состава. Через 20 минут после начала налета, в 18.35 «Способный» затонул.

 

Согласно политдонесению, в этот день спастись смогли лишь 112 человек, в том числе командир эскадры Григорий Негода, чей приказ о буксировке судов впоследствии подвергся резкой критике. Всего в этом походе погибло 733 моряка. Произошедшая трагедия имела далеко идущие последствия. Сталин для отчета вызвал в Кремль наркома ВМФ Кузнецова и спасшегося Негоду. Сам факт того, что немцам вдали от своих аэродромов на устаревших самолетах Ю-87 удалось столь легко потопить 3 современных корабля с довольно мощным зенитным вооружением, да еще имевших прикрытие с воздуха, казался необъяснимым.

 

Противник потерял 14 самолетов, но это была слишком малая цена за гибель 3 кораблей и сотен моряков. В итоге Сталин распорядился перевести все крупные корабли Черноморского флота в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Больше в боевых действиях они не участвовали.

 

 

В Севастопольской бухте после войны появился скромный памятник, на котором перечислены имена кораблей-героев, а у моряков - легенда о трех «мушкетерах» Черноморского флота   «Способном», «Беспощадном»  и «Харькове»,  которые спешили на выручку друг другу, несмотря ни на что.

 

Автор: Олег Горюнов.

 

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240425.1049