logo Эфир Видео Радио

Звездные врата России: космодром «Восточный» открывает полеты на Марс

Уже 25 декабря этого года с российского космодром «Восточный» будет проведен первый запуск российской ракеты-носителя «Союз-2.1а», в составе которой будет находиться блок выведения «Волга». А в 2018 и первый пилотируемый запуск в космос.
2015-03-31 08:01:00

Уже 25 декабря этого года с российского космодром «Восточный» будет проведен первый запуск российской ракеты-носителя «Союз-2.1а», в составе которой будет находиться блок выведения «Волга». А в 2018 и первый пилотируемый запуск на орбиту Этот момент станет ключевым для России в получении независимого выхода в космос. С тем, как обстоят дела со строительством стратегического для безопасности страны космического объекта, познакомились журналисты телеканала ЗВЕЗДА в рамках проекта «Военная приемка».

Дорога в космос

«Всего 8 часов перелета из Москвы в Благовещенск, еще 4 часа на машине через степь и тайгу до посёлка Углегорск. Там надо получить пропуск на космодром. И ехать ещё час... Итого - 13 часов пути. И вот она! - главная стройка России! - космодром «Восточный», - говорит Алексей Егоров. На дворе март. На стройке еще идут бетонные работы. А уже в декабре должен состояться первый пуск. К этому времени надо: достроить стартовую площадку, укрепить командный бункер, подготовить цеха для сборки ракет, проложить десятки тысяч километров кабеля, автодорогу, железнодорожные пути. И главное - построить город, где будут жить покорители космоса. И весь этот вал работ надо уложить в шесть месяцев. А не успеть нельзя!».

И дело даже не в том, что задачу строительства «Восточного» лично поставил президент Владимир Путин. Объяснив это тем, что «для такой мощной космической державы, как Россия, космодрома в Плесецке и Байконура недостаточно». Кроме того, Россия получит полностью независимый не от кого выход в космос. После распада Советского Союза Москва оказалась в сложной ситуации. Главный из четырех космодромов - Байконур оказался на территории независимого Казахстана. И дело не столько в том, что его аренда стала стоить денег ($115 млн. в год), сколько в том, что для Москвы доступ в космос с Байконура стал обставляться условиями.

То необходимо прекратить использование экологически небезопасных ракет-носителей, то провести дополнительные выплаты все по той же экологии или пересмотреть проценты отчислений с каждого коммерческого запуска. С Байконура, хотя об этом ни в Минобороны, ни в Роскосмосе открыто не говорят, Россия практически ушла. Начало этому было положено принятием решения о строительстве  стартового комплекса под принципиально новую  многофункциональную ракету-носитель «Ангара» в Плесецке. Создание ракеты и развитие космодрома были названы в числе государственных приоритетов. Под развитие космодрома была создана федерально-целевая программа. Были определены объемы финансирования и сроки реализации проекта. Причем, что необычно для России последнего времени, не «на обозримую перспективу», а в соответствии с реальным графиком. Дополнительным свидетельством «ухода» стал полный перенос военных запусков с Байконура во все тот же Плесецк.

Трансформер «Ангара»

Первый запуск «тяжелой» ракеты-носителя «Ангара-А5» - ее стартовая масса 773 т., а на орбиту она может вывести от 3 до 7,5 т. полезной нагрузки состоялся 23 декабря, в 08 часов 57 минут (мск) с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны.

Этот событие открыло новую веху российской космонавтики. Семейство ракет «Ангара», а это машины, построенные по единой схеме, от легкого класса: «Ангара-1.2 ПП», ее стартовая масса - 171 т. На опорную орбиту она может вывести до 3,8 т груза. До  «тяжелой» - «Ангара-А5». Так и сверхтяжелой ракеты «Ангара-А7» со стартовой массой 1133 т. Она сможет вывести на опорную орбиту (193-220 км) до 35 т. полезного груза - тес самые носители с которыми связываются будущие успехи в освоении космоса. И может быть даже пилотируемого полета на Марс.

Однако, как отмечают специалисты, Плесецк не приспособлен для выполнения пилотируемых программ. То есть, запустить можно, но это будет связанно с такими затратами и сложностями, в том числе перегрузками для космонавтов, что лучше этого не делать. Единственным местом, откуда могли бы проводить такие пуски был военный космодром «Свободный». Созданный на базе бывшей ракетной дивизии по указу президента от 1 марта 1996 года. За 10 лет с него стартовало 5 спутников - один российский и 4 зарубежных (последний - израильский «Eros B» был запущен в ночь на 26 апреля 2006 года). На его базе к 2018 году планируется создать и гражданский космодром «Восточный».

Звездные врата

Главное достоинство «Восточного» - максимальное для российской географии приближение стартовой площадки к экватору. Это позволяет выводить в космос с меньшими затратами большую полезную нагрузку. А так же проводить пилотируемые запуски, как и с Байконура. При определении места будущего космодрома проектировщики исходили и из того, что рядом проходят Транссибирская железная дорога, строилась автомагистраль Чита - Хабаровск, и водная артерия Амур.

Именно на «Восточном», как сообщили телеканалу ЗВЕЗДА в Роскосмосе, в перспективе будет создан стартовый комплекс под запуск космических кораблей к «красной планете» - Марс. Пока, этот полет выглядит как фантастика. Но в интервью Алексею Егорову руководитель проекта «Марс-500» Александр Суворов рассказал, что подготовка к полету идет полным ходом. В программе «Военная приемка» военный врач и участник программы «Марс-500» Александр Смолеевский впервые рассказл журналистам о том, как это происходит: «Академия наук и Европейское космическое агентство провели эксперимент по имитации полета на красную планету.

Был создан специальный модуль в котором мы просидели полтора года, - говорит специалист. - Ученых интересовало, как уживется команда из 6 астронавтов в замкнутом пространстве, и сможет ли выдержать организм человека неземные нагрузки». В ходе эксперимента удалось вычислить, сколько точно нужно воды и еды в сутки. Какие вещи необходимо захватить с собой с Земли. И как сделать так, чтобы кровь нормально циркулировала при отсутствии гравитации. Для этого Александру приходилось спать, как летучей мыши  вниз головой. А когда вставали, надевали костюм «Кентавр», который выдавливал кровь из нижней части в верхнюю. А перед выходом на поверхность, костюм убирался, кровь оттекала в нижнюю часть.

Гонки со временем

На космодроме «Восточный» намечено строительство к 2015 году двух стартовых площадок для ракет «Союз-2» - лёгкого и среднего классов. Стартовый комплекс для ракет тяжёлого класса «Ангара-А5» с пилотируемыми космическими кораблями предполагается построить к 2018 году. Спешить есть куда. Если учесть, что буквально на днях NASA запустило в атмосферу Земли «летающую тарелку» - аппарат Low-Density Supersonic Decelerator (LDSD), чтобы испытать новую технологию посадки на Марс, сообщила организация в своем аккаунте в Twitter.

Дискообразный аппарат, оснащенный гигантским парашютом, был запущен с берега острова Кауаи. Испытательный полет проходит в верхних слоях атмосферы Земли, которая, по мнению экспертов, схожа с условиями на Марсе. Летательный аппарат, напоминающий «летающую тарелку», оснащенный реактивными двигателями, надувным замедлителем и парашютом достиг стратосферы, набрал скорость, а затем совершил торможение и посадку, как это сделал бы корабль при полете на Марс.

Сегодня понятно, что достичь человеку «Красной планеты» возможно. Для этого есть и новые - современные ракеты-носители. Дело осталось за малым - построить космическую гавань на Востоке России. Для понимания - универсальный стартовый комплекс ракеты-носителя «Ангара» состоит из 211 зданий и сооружений, 18 из которых являются основными. Сооружения в основном имеют заглубленное (либо подземное) расположение. Доступ обеспечивается как через защищенные входы, так и через связующие проходные каналы, общей протяженностью порядка 5 км. Кроме сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, протяженностью более 22км, а так же сетей автомобильных и железный дорог, в состав комплекса входят так же площадки инженерного обеспечения комплекса.

Основание стартового сооружения, к примеру, усиливалось свайным полем, содержащим более 480 свай глубиной от 30 до 50м., для фундаментов кабель-заправочной башни выполнено основание из 8-и свай, диаметром 1,2 м. и глубиной 50 м. каждая. Все несущие стены и перекрытия стартового сооружения инъектировались на всю толщину специальными составами и усиливались монолитным железобетоном. Защитное покрытие сооружения также уникально, - оно обеспечивает гидроизоляцию сооружения, является защитой от газовой струи, взрывной волны и передаче тепловых нагрузок. Смонтирована уникальная неподвижная кабель-заправочная башня, высотой 54 м. и массой 1500 т.

Собственно все это делает понятным, почему,  на строительство космодрома будет потрачено около 300 млрд. рублей. И дело даже будет не в том, что мы обгоним, как раньше американцев или станем вторыми. Важно то, что у страны есть космические амбиции, а это развитие науки, технологий и собственно обустройства жизни на Дальнем Востоке страны.

Автор: Дмитрий Литовкин