МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

«Зловоние разлагающихся трупов, всполохи огня над руинами». 70 лет взятия Будапешта

25 января 1945 года – крах немецкой операции по прорыву кольца окружения Будапешта: Красная армия бьет танковые дивизии СС «Викинг» и «Мертвая голова.
2015-01-24 08:25:00

«25 января 1945 года – крах немецкой операции по прорыву кольца окружения Будапешта: Красная армия бьет танковые дивизии СС «Викинг» и «Мертвая голова»

 

 


После окружения в декабре 1944 года советскими войсками Будапешта, фашистской Германией было осуществлено три операции, которые носили кодовое название «Конрад». Все эти операции имели своей целью деблокирование осажденной венгерской столицы. По личному приказу Гитлера, в Венгрию были переброшены все имевшиеся у него тогда резервы – это ровно половина всех задействованных на Восточном фронте танковых дивизий.

 


Особые надежды на успех были связаны с 5-ой танковой дивизией СС «Викинг», которая имела большой опыт прорыва окружений, и с 3-й танковой дивизией СС «Мертвая голова». В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о трех операциях «Конрад» рассказал кандидат исторических наук Алексей Валерьевич Исаев. «Третий рейх, в первую очередь, интересовала не поддержка своих военных союзников, а лишь нефтяные месторождения на западе Венгрии, которые после утраты контроля над Будапештом оставляли Германию без драгоценного для армии топлива», - говорит военный историк.


«Повторение 1941-го года»

 

 


Вечером 1 января 1945 года началась операция «Конрад I». Расчет немцев на внезапность вполне оправдался. Внешнее кольцо окружения Будапешта не имело к тому же достаточно хорошо укрепленной линии обороны, особенно с северной стороны. «Ситуация на этой части фронта в первые дни января чем-то даже напоминала «повторение 1941 года», - т.е. наши линии обороны разрывались, немцы быстро двигались вперед. Атаки со стороны лесисто-гористой местности, явно не ожидали», - поясняет военный историк.

 


Прорвав кольцо окружения, немецкие танковые и моторизированные дивизии создали сразу два плацдарма для дальнейшего продвижения вперед. Маршал Ф.И. Толбухин квалифицировал общую обстановку на фронте как критическую. Им даже разрабатывался запасной план отступления советских войск от Будапешта «Как и в самом начале Великой Отечественной войны, отступавшие части Красной армии уничтожали склады с боеприпасами и продовольствием», - говорит Исаев.

 

 


На развитие ситуации подобным образом повлияла и беспечность некоторых командиров. Известен случай, когда немецкие танки спокойно прошли по «заминированной» дороге. «Мины, как потом выяснилось, были заложены не под дорогой, а разложены вдоль нее. Наши солдаты были уверены в том, что со дня на день получат приказ двигаться по этой дороге вперед, на Будапешт: «Так зачем минировать, потом – разминировать?» Другими словами: просто «наплевали» на выполнение приказа», - рассказывает Алексей Исаев.

 


Тем не менее, к 7 января 1945 года немецкое наступление было остановлено. Вторая попытка прорваться к венгерской столице, на этот раз с южного направления - «Конрад II», она закончилась к середине января, тоже потерпела неудачу. Все это время части Красной армии под командованием маршала Малиновского продолжали штурм самой венгерской столицы – Будапешта.

 


Штурм Будапешта «вручную»

 

 


Главное оружие Второй мировой войны – танки при штурме венгерской столицы использовались мало. Узкие улочки древнего города были превращены его жителями и военными в настоящую крепость. Чуть ли не на каждом перекрестке стояли артиллерийские орудия или танки, которые били прямой наводкой по наступающим войскам Красной армии. В каждом доме были устроены засады. Но наши солдаты нашли способ борьбы с этим. При взятии Будапешта самым грозным оружием наступающих частей впервые стали огнеметы.

 


«При штурме Будапешта были использованы несколько сотен огнеметов. Обороняющихся в домах сначала «обливали» огнем, а затем забрасывали гранатами. То же самое происходило и с танками и артиллерийскими позициями. Одиночным огнеметчикам было значительно проще скрытно подобраться к противнику», - рассказывает военный историк Исаев. Советская авиация тем временем методично превращала город в руины. Вот как описывает эти события немецкий военный корреспондент: «Удушливое зловоние разлагавшихся трупов, всполохи огня над руинами…»


Венгерский «Сталинград» - 75 дней в аду

 


Политотделы Советской армии между артиллерийскими залпами и разрывами бомб через громкоговорители призывали немцев и венгров сдаваться. В то же самое время наши противники продолжали развешивать по городу агитационные листовки и плакаты. Вот содержание одного из них: «Еврейство и Советы – это смерть для Венгрии».

 

 


Против наступающих войск Советской армии в Будапеште были выдвинуты несколько венгерских добровольческих батальонов. Самый известный из них назывался «Ваннай». Он был собран из бывших пожарных и подростков. Самому младшему из них было всего 14 лет, этому есть документальные подтверждения. Уже к 7 января Будапештский гарнизон казалось, сражался из последних сил. В городе не было электричества, не работала система канализации. Огромные трудности были и с питьевой водой.

 

 


«Частые снегопады и низкая облачность не позволяли снабжать защитников города по воздуху. Снаряды и патроны подходили к концу», - говорит военный историк. И вот тогда Гитлер отдает приказ немедленно начать третью попытку прорыва блокады Будапешта.


Операция «Конрад III»

 

 


В ночь с 17-го на 18-е января 1945 года 4-й танковый корпус СС двинулся в направлении позиций Советской армии между озером Балатон и городом Секешфехерваром. Это была первая в истории войн операция, в которой принимали участие танки и бронетранспортеры, оснащенные невиданной по тем временам техникой - приборами ночного видения. «Эти приборы назывались «Сова». Они имели инфракрасные прицелы, и были далеко не совершенны. Наводчик видел только силуэт цели, и то - на расстоянии от 400 до 600 метров. А дальность видения для механика-водителя составляла не более 200 метров», - говорит историк войны.


 

Общее количество этой передовой научной разработки до сих пор никто назвать точно не может. Одни источники называют цифру 300, другие утверждают, что их было 500 штук. Во второй половине января немцы имели не только качественное, но и численное преимущество в боевой технике. В распоряжении Советской армии на этом участке фронта 18 января было 250 танков и самоходных орудий, у Вермахта – 300.

 

 

У немцев, правда, ощущалась явная нехватка пехоты, а потому наши корпуса моментально выходили из окружения. На одном из участков боев Красная армия применила против нацистов свое «секретное оружие».  «Когда в темноте за танками пошла немецкая пехота, около 200 человек погибли от ударов током. Умельцы из 1-го гвардейского Укрепрайона на протяжении примерно 1 километра натянули колючую проволоку под напряжением в 360 Вольт. Результат превзошел все ожидания. Но, конечно, повлиять на общий ход военных действий-то никак не могло», - утверждает Алексей Исаев.


 

19-ого января немецкие танки после разгрома нескольких советских подразделений вышли к Дунаю в районе Дунапетеле, тем самым, разорвав трансдунайскую линию обороны. На переправах через Дунай возник хаос. «Признаком нервозности советского командования стал подрыв собственных же понтонных мостов через Дунай в районе Дунапелете и Дунафёльдвар. Это произошло 21 января», - говорит историк Исаев.


Реакция Сталина


Потеря южного дунайского плацдарма была равносильна разгрому двух советских армий. Но в  конце войны Сталин не был готов рисковать. Он прекрасно понимал, что встреча советских и англо-американских частей была лишь вопросом времени. В начале войны Сталин, не задумываясь, бросил бы на подавление немецкого наступления сотни тысяч солдат. Но теперь он предпочел предоставить маршалу Толбухину, который отвечал за внешнее кольцо окружения Будапешта, стратегическую самостоятельность.


 

В конце января 1945 года Сталин, должно быть, понимал, что в затянувшемся штурме Будапешта есть и его вина. Он доверил взятие венгерской столицы маршалу Малиновскому, но прислушиваться к его мнению о том, как и когда надо начинать наступление не стал. Содержание этого телефонного разговора было позже пересказано самим Родионом Малиновским, который командовал 2-м Украинским фронтом.


10 часов вечера 28 октября 1944 года

 

 

-Сталин: «Надо как можно скорее в течение нескольких последующих дней захватить Будапешт, столицу Венгрии. Это надо непременно сделать. В состоянии ли Вы провести эту операцию?»

-Малиновский: «Это задание можно было бы выполнить за пять дней, но при условии, что будет подтянут 4-й механизированный гвардейский корпус 46-й армии…»

-Сталин: «Ставка не может дать вам этих пяти дней. Поймите же, наконец, что мы должны захватить Будапешт как можно скорее из политических соображений».

-Малиновский: «Я прекрасно понимаю, что скорейшее взятие Будапешта является безотлагательным как раз по политическим причинам. Но мы сможем рассчитывать на успех, если только в операции будут принимать силы 4-го гвардейского корпуса».

-Сталин: «Ни при каких условиях мы не можем согласиться с отсрочкой наступления… Наступление на Будапешт должно начаться безотлагательно».

-Малиновский: «Если Вы дадите мне пять дней, то в последующие пять дней я возьму Будапешт. Если же мы предпримем штурм безотлагательно, то 46-я армия, в силу недостаточности сил, не сможет нанести стремительный удар, а в итоге увязнет в продолжительных боях на подступах к венгерской столице. Иначе говоря: она будет не в состоянии взять Будапешт».

-Сталин: «Почему Вы так упрямо отстаиваете свою позицию? Очевидно, вы не полностью понимаете политическую значимость немедленного военного наступления на Будапешт».

-Малиновский: «Я осознаю, какое большое политическое значение имеет взятие Будапешта. И именно по этой причине я прошу пять дней».

-Сталин: «Настоящим я приказываю Вам завтра же начать наступление на Будапешт».


 

Тогда, не дав ничего возразить, Сталин прервал разговор и положил трубку. Спустя два с половиной месяца с целью предотвращения прорыва немцев в осажденный Будапешт, Сталин в срочном порядке направляет маршалу Толбухину несколько сот новейших самоходных установок СУ-100. Тем временем, 22 января после долгих и упорных боев советские войска оставляют  Секешфехервар. Первой в город вступила боевая группа «Ней». В ходе боев она потеряла почти четверть своего личного состава.

 


24 января дивизия «Мертвая голова» захватила южную часть Барачки, населенного пункта, находившегося на расстоянии 30 километров от Будапешта. 25 января между Дунапентеле и каналом Шарвиз более сорока немецких танков осуществили марш-бросок, который позволил им приблизиться на расстояние в 5–6 километров от окраины Будапешта.


 

Но на этом ударные способности 4-го танкового корпуса СС были исчерпаны. И с 25 января 1945 года отборные эсесовские части переходят от наступления к обороне. Двумя днями позже, 27 января примерно 12 стрелковых дивизий Советской армии нанесли удар по юго-восточному фасу выступа, на котором занимал оборону 4-й танковый корпус СС. Одновременно с этим, с севера по нему ударили 23-й танковый, 104-й стрелковый и 5-й гвардейский кавалерийский корпус.


 

Когда во второй половине дня маршал Гудериан принес Гитлеру первые донесения об этом, тот приказал свернуть операцию по деблокированию Будапешта. По его словам, это больше не имело смысла. После этого осажденный город продержится еще 2 недели, и сообщение о взятии венгерской столицы Сталин получит только 13 февраля.

 

Автор: Олег Горюнов

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240425.0710