найти
Искать
Команда 2
Радио Звезда
Так же в Рубрике
05:57 Встреча Путина и Макрона: что впечатлило мировые СМИ
05:41 Центр России приходит в себя после мощного урагана
05:26 Вертолет МЧС эвакуировал детей из затопленного села в Якутии
05:07 Ассанж ответил президенту Эквадора на обвинения в хакерстве
04:54 Десять городов в США официально призвали к импичменту Трампа
04:41 Сенатор Маккейн считает Путина главной мировой угрозой
04:26 Иван Дорн отменил концерт в Одессе из-за угроз националистов
04:13 Трамп хочет отменить политику потепления с Кубой
03:54 Избитого в Мексике россиянина обвинили в предумышленном убийстве
03:36 В МИД РФ заявили о готовности к предметным переговорам с США по Украине
 
13 мая 2017, 10:17

«Холодная» и «нервная» встреча Су-30 с Poseidon: почему Вашингтону нужно держать дистанцию

Встреча на Эльбе советских и американских войск в апреле 1945 года вошла в историю как символ военного разгрома общего врага – немецкого фашизма, оттого была теплой и дружественной. Сегодняшние «встречи» российских и американских самолетов в воздухе проходят в иной обстановке, для описания которой больше подходят слова «холодная» и «нервная». И виновато в этом прежде всего высшее политическое руководство США с его многолетней политикой агрессивного военного присутствия во всех уголках земного шара и безрассудными деяниями последнего времени, включая ракетный удар по сирийскому аэродрому Шайрат.

 

 


Самый недавний пример «встречи в воздухе» – перехват американского самолета-шпиона P8A Poseidon 9 мая над акваторией Черного моря российским истребителем Су-30. По сообщению министерства обороны РФ, в полдень нашими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Черного моря была обнаружена приближающаяся к государственной границе страны воздушная цель. Для ее перехвата из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа был поднят истребитель Су-30. Летчики сблизились с американским разведчиком для визуальной идентификации воздушного объекта, после чего совершили маневр «приветствия» американских авиаторов. В свою очередь те изменили маршрут полета в сторону удаления подальше от российской территории.

 

Американская версия событий

 


Данная информация пришла от наших военных в качестве комментария к опубликованным ранее репортажам иностранных средств массовой информации. А те выпустили заметки на основе беседы с пресс-секретарем ВМС США в Западной Европе капитаном Памелой Кунз (Pamela Kunze). Она рассказала журналистам, что сближение двух самолетов носило «безопасный и профессиональный характер», а экипажи поддерживали безопасную дистанцию.

 

«Девятого мая 2017 года российский Су-27 приблизился к разведывательному самолету ВМС США в то время, когда "Посейдон" выполнял обычное патрулирование в международном воздушном пространстве», - сообщила она.

 

«Встреча» продлилась 65 минут и была оценена командиром «Посейдона» как «профессиональная» и «не носившая опасности». По утверждению пресс-секретаря, американские военные корабли и самолеты действуют в районе Черного моря в соответствии с международным законодательством.

 

«Корабли и самолеты ВМС США часто сталкиваются с российскими в международных водах, и большинство таких случаев нами оцениваются как не несущие опасности», - добавила она.

 

 


Возвращаясь к событиям 9 мая, Кунз добавила, что самолеты летели на удалении 20 футов (порядка 6 метров) «крылом к крылу» на протяжении нескольких минут. Несмотря на малую дистанцию, данный случай был «безопасным и не выходящим за пределы нормального».

 

«Удаление – это только один из многих переменных, которые принимаются во внимание когда конкретный случай характеризуется как профессиональный и не несущий опасности», – сказала она.

 

Над водным пространством – дистанция, волнение моря, видимость, размерения кораблей, скорость, характер маневрирования и наличие затруднений с навигацией – все это нужно учитывать при классификации конкретного случая как «опасный» или нет, а действия экипажей «профессиональными» или нет, отметила пресс-секретарь.

 

«Для случаев сближения в воздухе важными считаются удаление, скорость и высота полета, темп сближения, видимость, и другие параметры, по совокупности которых конкретный случай описывается как безопасный или нет. Каждый случай уникален, причем какая-либо отдельно взятая переменная не достаточна для вынесения оценки. Командир корабля или самолета принимает во внимание значения всех переменных в конкретном случае, когда характеризует произошедшие события с его участием», – сказала она.

 


Капитан Памела Кунз отметила, что в прошлом отмечались случаи, когда российские летчики выполняли маневр «бочка» (самолет поворачивается относительно продольной оси на 360 градусов при сохранении общего направления полета) в непосредственной близости от летательных аппаратов ВМС США, что подвигало американские экипажи характеризовать действия российских коллег как «опасные и непрофессиональные».


Примеры из прошлого

 

 


Случай, который США представили как «опасный», произошел в международном воздушном пространстве над Черным морем в прошлом году, когда произошло «близкое сближение» разведывательного самолета ВМС США с российским истребителем, который подлетел к цели на расстояние менее 10 футов (чуть более трех метров). Американская сторона назвала действия нашего экипажа «опасными и непрофессиональными».

 

Согласно официальным лицам ВМС США, инцидент произошел утром, когда самолет-шпион P-8A действовал над черноморскими просторами, «ведя обычное патрулирование». Летчик истребителя Су-27 обвинялся в «перехвате с опасным сближением». «Встреча» двух самолетов длилась 19 минут, причем русский летчик сначала поддерживал удаление порядка 30 футов от американского воздушного разведчика. По мнению американцев, дело происходило в рамках приличий пока истребитель не сократил удаление до менее чем 10 футов, что, собственно, и дало американцам основание охарактеризовать его действия как «непрофессиональные».

 

Экипаж американского самолета предпринимал попытки установить голосовой контакт с русским летчиком, но тот не отвечал на обращения по радиосвязи.

 

«Корабли и самолеты военно-морских сил США нередко сталкиваются с российскими в данном районе, и чаще всего сближения выполняются в безопасной и профессиональной манере», – заявил тогда пресс-секретарь Пентагона капитан Джефф Дейвис (Jeff Davis).

 

«Однако в этот раз мы высказываем свои опасения насчет опасного маневрирования, – сказал он. – Эти действия несут потенциал ненужной эскалации трений между нашими странами и могут привести к неправильным расчетам или инциденту с повреждениями, ранениями и даже смертельным исходом».

 

Имело место несколько опасных сближений с участием российских самолетов и американских кораблей. Чуть более года назад пара российских фронтовых бомбардировщиков «кружилась» над американским эскадренным миноносцем управляемого ракетного оружия Donald Cook во время его пребывания в балтийских водах. Пролеты самолетов на сверхнизкой высоте в непосредственной близости от эсминца были запечатлены на камеру и переданы средствам массовой информации.

 

Судя по кадрам американских моряков, их комментариям, одна из «сушек» выполнила проход на расстоянии порядка 30 футов от американского корабля. Эти действия были охарактеризованы как «опасные и непрофессиональные», что дало министру обороны при администрации президента Обамы господину Картеру (Ash Carter) почву для обвинений российских военных в «непрофессиональном поведении».

 

Выступая в Университете города Оксфорда, Картер привел список случаев, когда, по его мнению, российские военные «размывали международные нормы» поведения в подобных случаях. Излагая свои далеко идущие выводы, тогдашний шеф Пентагона обвинил Россию в «бряцании ядерным оружием» (и откуда ему только было известно, что «тот самый» Су-24 нес атомную бомбу?!) и ее амбициях «вызвать эрозию» принципов мирового порядка. При этом выступающий «забыл» отметить интересную деталь: злополучный эсминец подошел к Калининграду на расстояние менее 70 морских миль. Между тем у российских летчиков сложились «особые отношения» именно с этим кораблем. В 2014 году несколько самолетов «атаковали» Donald Cook в Черном море, применив системы радиоэлектронной борьбы, которые на время «ослепили» аппаратуру корабля.

 

Китайское предупреждение

 

Чем чреваты «близкие встречи» в воздухе, лучше всего расскажет апрельский случай 2001 года, когда американский самолет радиоэлектронной разведки EP3E «ARIES II» номер 156511 выполнил вынужденную посадку на аэродроме острова Хайнань, принадлежащий Китайской Народной Республике. Эта машина из эскадрильи «World Watchers» («Часовые мира») при выполнении задания над Южно-Китайским морем по вскрытию радиолокационной сети Народно-Освободительной Армии была «встречена» парой перехватчиков типа J-8II.

 

Согласно китайской версии случившегося, американский экипаж, по всей видимости, слишком увлекся разведывательной работой и вышел на недопустимо близкое расстояние к важным объектам на островах, которые Китай считает своими. Перехватчики произвели несколько скоростных проходов мимо цели, давая янки понять, чтобы те «подобру-поздорову» удалились прочь. Выполняя один из таких пролетов, истребитель с бортовым номером 81192 врезался в американскую машину и от удара развалился в воздухе, его пилот погиб.

 

Находившимся на борту самолета-шпиона двадцати четырем членам экипажа повезло: хотя он и получил тяжелые повреждения, но сохранил устойчивость и управляемость. О возвращении на базовый аэродром на японском острове Окинава речи не шло: из строя вышел воздушный винт, создавая повышенное сопротивление и несимметричное обтекание крыла. Командир воздушного судна принял решение выполнить посадку на ближайший аэродром, а тот находился на расстоянии нескольких десятков километров, на острове Хайнань, рядом с объектами, которые так интересовали неудачливых разведчиков. Поврежденный самолет дотянул до спасительного места и выполнил посадку. Уничтожив документы и части секретной аппаратуры, экипаж сдался китайским властям и провел у них «в гостях» некоторое время, перед тем как дипломаты уладили спор. Часть бортовых систем гостеприимные хозяева оставили себе «на память», а сам самолет в разобранном виде (вернее, то, что он него осталось) вернулся «на родину» в чреве сверхтяжелого рампового «Руслана» российской авиакомпании «Полет».

 

 


Казалось бы, этой случай должен был вразумить американских авиаторов, но не тут то было. Через некоторое время они возобновили полеты в непосредственной близости от китайской территории. Летом 2014 года китайский истребитель J-11 сблизился на расстояние 30 футов к самолету-разведчику P-8A, и, выполнил «бочку». В мае 2016 года пара подобных истребителей прошла в 50 футах от самолета-шпиона EP-3, который совершал полет в 80 км к востоку от Хайнаня.

 

Проводя брифинги для журналистов после каждого из подобных инцидентов, пресс-секретари Пентагона стараются свести ситуацию к собственным оценкам действий военных тех стран, кто оказался их участником. При этом они «забывают» сказать, что подавляющее большинство случаев почему-то происходит за тысячи миль от североамериканского побережья, в непосредственной близости у границ суверенных государств отнюдь не являющихся союзниками США.

 

Что же касается маневрирования летчиков «другой стороны», то они действуют вовсе не с целью получить ту или иную оценку своих профессиональных качеств у американских военных, а выполняя задание командования по защите рубежей Родины. Сближаясь с самолетом-шпионом на метровые дистанции, летчики показывают «янки» свою решимость идти до конца в отстаивании законных интересов страны и самоотверженность при исполнении воинского долга. А что касается «золотого правила» автолюбителей «Держи дистанцию!», то лучше, чтобы ему в первую очередь следовали не авиаторы, а политики из Вашингтона при корректировке курса США в сторону более миролюбивой политики, с отказом от вмешательства в дела суверенных государств и прекращении тотальной слежки за ними.



Фото: Алексей Иванов / ТРК "Звезда", Donald Cook imago stock&people / Globallookpress P-8A Poseidon / navy.mil Минобороны России РИА Новости
Версия для печати Версия для печати